Назад

          Почитание икон и других православных святынь

             В настоящее время существует огромное количество различных христианских деноминаций – сект, которые никак не могут примириться с существующими в Православии традициями почитания ликов святых (икон), святых и их мощей. Пытаясь доказать свою правоту, они пытаются опираться на слова взятые из Библии: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли…» [Исх.20:4]. Однако не понимание смысла Божьей заповеди, порождает у них превратное толкование, которое и становится результатом совершаемого ими богоборческого действия.

            Для понимания сути почитания Православных святынь следует рассмотреть этот вопрос более подробно.

            Для начала давайте выясним, что обозначает слово «кумир». Согласно словарю Ожегова - «Кумир - идол, языческий божок. В переносном смысле – предмет восхищения, преклонения». Сказано коротко и понятно.

            Правильное понимание сути слова «кумир» в том, что оно обозначает почитание предмета или поклонение ему, при этом внимание уделяется только внешней форме, а не внутреннему содержанию.

            Но какова суть такого предмета?

            У него нет души, той частички, которая обладает способностью действовать. Так стоит ли нам ожидать помощи от мертвого предмета? Разумный человек понимает, что делать этого не следует.

            По сути, предмет это только символ, который помогает нам выстроить свои мысли в нужном направлении. Такой подход очень облегчает нам идентифицировать людей, занятых в различных сферах общественной деятельности. Можно найти множество примеров применения символизма и в нашей повседневной жизни.

            Так при виде человека, облаченного в милицейскую форму, мы делаем вывод о том, что он является блюстителем закона. А если перед нами предстает человек в священническом облачении, мы понимаем, что имеем дело с представителем клира.

            Таким образом, символизм, используемый в одежде, помогает нам облегчить поиск нужного человека.  Но если наши рассуждения ограничиваются только восприятием внешних символов, то мы рискуем быть обманутыми. Ибо и преступник или лжепророк, желая прикрыть свою истинную сущность, часто использует символику облачения блюстителя порядка или священнослужителя.

            Следует понять, что символизм в одежде человека должен быть для нас сигналом, к восприятию действий, определенных его полномочиями. Но если в поступках такого человека мы не наблюдаем ожидаемых действий, то элементарная логика подскажет нам, что он не тот за кого себя выдает. Собственно говоря, именно таким образом и учил нас рассуждать Господь наш Иисус Христос, когда говорил: «По плодам их узнаете их» [Мф.7:16]. Только рассуждая о поступках, можно узнавать среди стада волков в овечьей одежде.

            Выходит, что когда символизм в одежде становится главным критериев в оценке человека, то в данном случае мы имеем дело с поклонением внешнему облачению. Вот когда нарушается Божья заповедь «не сотвори себе кумира».

            А в каком случае идолом следует считать предмет?

            В Библии описывается история, когда сам Господь Бог повелел Моисею сделать медного змея: «сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив» [Чис.21:8].

            Что это?

            Сам Господь Бог побудил Моисея изготовить идола?

            Такое понимание неверно, ибо медный змей был всего лишь символом, к которому обращались люди, ужаленные настоящими змеями, желая привлечь исцеляющую силу Бога. Выходит, что медный змей, которого по слову Божьему изготовил Моисей, не был идолом*.

            По каким же критериям можно отличить идол от символа, используемого для обращения к Божьей силе?

            По большому счету, у идола и символа может быть много общего во внешних деталях. Поэтому при поверхностном суждении, и тот и другой можно отнести к категории кумиров. Но если судить о таких символах, как, например, медный змей пророка Моисея, иконы Божьих угодников, их вещи или мощи, то, принимая во внимания чудеса, которые через них творит Господь Бог, их по меньшей мере, неразумно относить к разряду идолов. В сущности же все эти чудеса, являются свидетельствами того, что именно через них, изливается исцеляющая благодать Святого Духа, на всех страждущих. Поэтому тот, кто выступает против Православных святынь, по сути, ругается не над Православными святыми, а над Духом Святым.

            Но что ожидает такого человека?

            Вдумайтесь внимательно в слова Спасителя: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» [Мф.12:31-32]. Итак, « [берегитесь], чтобы вам не оказаться и богопротивниками» [Деян.5:39]

 


            * Никто не задавался вопросом о том, откуда берет свое начало символ змеи, который в советские времена указывал на помещение, где помещается аптека?

               Надо полагать, что эта традиция возникла не раньше того времени, в которое жил древнегреческий врач, реформатор древней медицины, Гиппократ, которому сейчас дают свою клятву современные медики. Этот медик жил в период с 460 г. по 377 г. до н.э., что значительно позже периода, в который жил пророк Моисей, сделавший медного змея. Естественным объяснением присвоения медицине символа змея, может служить осведомленность Гиппократа об истории еврейского народа, записанной в книге Чисел, входящей в состав Библии. А ведь Гиппократ был не только медиком, но также и философом, образование которого подразумевало знание не только греческого исторического наследия, но также и старинных преданий других народов. Сама книга Библии могла оказаться в его руках благодаря кочующим еврейским семьям.

               Впрочем, символ змея, используемый в медицине, лишен какого-либо поклонения, поэтому в этом случае не нет факта идолопоклонничества.


написать письмо автору: Михаил

Назад



Hosted by uCoz