Глава 8
1 И сказал мне Господь: возьми себе большой свиток и начертай на нем человеческим письмом: Магер - шелал - хаш - баз.
2 И я взял себе верных свидетелей: Урию священника и Захарию, сына Варахиина, -
3 и приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер - шелал - хаш - баз,
4 ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорить: отец мой, мать моя, - богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским.
Комментарий:
В этой главе книги пророка Исайи нашему вниманию предлагается новое пророчество, которое, как и предыдущее "о Еммануиле", имеет отношение ко времени пророка Исаии, и должно было исполниться еще при его жизни.
Обратите внимание, в пророчестве Исаии сказано, что прежде чем, младенец, рожденный у пророчицы, сумеет выговорить «отец мой, мать моя», Факей и Рецин «понесут свои добычи перед царем Ассирийским. Это пророчество должно было исполниться в ближайшее время, через год-два, после того как было изречено, поскольку выговаривать слова «отец мой, мать моя» ребенку удается примерно в этот период. Способность «отвергать худое и избирать доброе», как это было сказано о младенце, Еммануиле, ребенок обретает значительно позже.
Рассматриваемая глава книги пророка Исайи не содержит указаний, опираясь на которые можно было бы делать какие-либо выводы о времени, к которому относится пророчество, имеющееся здесь. Однако судя по направлению мысли, развивающейся здесь, не будет ошибкой относить исполнение пророчество периоду, указанному в предыдущей главе. Т. е. данная глава является логическим продолжением цепи событий, которая берет начало в предыдущей главе.
Итак, используем исторические свидетельства Библии, чтобы выяснить время, когда сказанное в пророчество должно было исполниться.
Нашествие Факея, царя Изральского, и Рецина, царя Сирийского, имело место в период с 17 по 20 год правления первого, то есть 709-707 г. до. н.э. 707-й год стал последним для Факея, царя Израильского, который был убит в результате заговора, составленного против него Осией, сыном Илы: «И составил заговор Осия, сын Илы, против Факея, сына Ремалиина, и поразил его, и умертвил его, и воцарился вместо него в двадцатый год Иоафама, сына Озиина.» [4 Цар.15:30]. Нашествие Ассирийского царя Феглаффелласара состоялось несколько раньше низвержения Факея, царя Израильского. Следовательно, пророчество должно было исполниться в период с 708 по 707 г. (до н.э.) до смерти царя Факея. Новорожденному в этот период было бы между годом и двумя. Этого достаточно для того, чтобы дитя смогло бы выговорить слова «отец мой, мать моя».
А что говорит Священное Писание относительно судьбы Рецина, царя Сирийского, и Факея, царя Израильского?
О царе Сирийском, Рецине, сказано: «…и пошел царь Ассирийский в Дамаск, и взял его, и переселил жителей его в Кир, а Рецина умертвил. » [4 Цар.16:9].
О царе Израильском, Факее, имеется такое свидетельство: «Во дни Факея, царя Израильского, пришел Феглаффелласар, царь Ассирийский, и взял Ион, Авел - Беф - Мааху, и Ианох, и Кедес, и Асор, и Галаад, и Галилею, всю землю Неффалимову, и переселил их в Ассирию.» [4 Цар.15:29].
Разумеется, Ассирийский царь, Феглаффелласар, не ограничился убийством Рецина и переселением жителей Дамаска и Израиля, но взял также и то, что полагается победителю – добычу. О чем и было сказано в пророчестве.
5 И продолжал Господь говорить ко мне и сказал еще:
6 за то, что этот народ пренебрегает водами Силоама, текущими тихо, и восхищается Рецином и сыном Ремалииным,
7 наведет на него Господь воды реки бурные и большие - царя Ассирийского со всею славою его; и поднимется она во всех протоках своих и выступит из всех берегов своих;
8 и пойдет по Иудее, наводнит ее и высоко поднимется - дойдет до шеи; и распростертие крыльев ее будет во всю широту земли Твоей, Еммануил!
Комментарий:
Неспособность противостоять войскам Рецина, царя Сирийского, Иудейский царь, Ахаз счел результатом могущества сирийских богов, которые были в Дамаске, а не наказанием за его отступничество от Господа Бога . И поэтому оказавшись в Дамаске, он снял мерки с сирийских идолов, и дал указание изготовить их в своей столице, чтобы поклоняться им: «И пошел царь Ахаз навстречу Феглаффелласару, царю Ассирийскому, в Дамаск, и увидел жертвенник, который в Дамаске, и послал царь Ахаз к Урии священнику изображение жертвенника и чертеж всего устройства его. И построил священник Урия жертвенник по образцу, который прислал царь Ахаз из Дамаска; и сделал так священник Урия до прибытия царя Ахаза из Дамаска.» [4 Цар.16:10-11] Собственно говоря, подобные действия явились свидетельством пренебрежения водами Силоама, и восхищения Рецином и сыном Ремалииным: «И приносил он жертвы богам Дамасским, [думая, что] они поражали его, и говорил: боги царей Сирийских помогают им; принесу я жертву им, и они помогут мне. Но они были на падение ему и всему Израилю» [2 Пар.28:23].
Возлагая свои надежды на царя Ассирийского, Ахаз, царь Иудейский, пренебрег упованием на Бога, и призвал иноземцев для оказания помощи, которые стали впоследствии тяжким бременем для Иудеи, (см. ст.8 "дойдет до шеи"): «И пришел к нему Феглафелласар, царь Ассирийский, но был в тягость ему, вместо того, чтобы помочь ему, потому что Ахаз взял [сокровища] из дома Господня и дома царского и у князей и отдал царю Ассирийскому, но не в помощь себе.» [2 Пар.28:20-21] Все же это должно было произойти уже после того, как младенец, рожденный пророчицей научился произносить «отец мой, мать моя», когда царь Ассирийский захватил богатства Израильтян и Дамаска.
9 Враждуйте, народы, но трепещите, и внимайте, все отдаленные земли! Вооружайтесь, но трепещите; вооружайтесь, но трепещите!
10 Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог!
Комментарий:
Вот пример тщетности усилий человеческих, если они не совпадают с замыслами Бога. Рецин, царь Сирийский, и Факей, царь Израильский, хотя и имели свои замыслы, касающиеся завоевания Иудеи, но не достигли желаемого по причине того, что это не входило в планы Бога. Рецин, царь Сирийский надеялся на человека, Факея, царя Израильского, который в свою очередь надеялся на него. Оба они будучи людьми не могли обеспечить друг для друга такой поддержки, которую может оказать только Господь Бог. Человек самому себе не может быть надежной опорой, ибо «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом.» [Притч.19:21] Так что, если кто враждует против нас или строит коварные замыслы, не стоит его бояться, если Богу будет угодно, он может немного преуспеть, но в конечном итоге его замыслы будут разрушены.
11 Ибо так говорил мне Господь, [держа на мне] крепкую руку и внушая мне не ходить путем сего народа, и сказал:
Комментарий:
Суть внушений Господа заключается в том, чтобы люди, не избирали своею опорой человека, ибо он сам словно трость, колеблемая ветром. Еврейский народ утратив веру в Господа Бога, обратился за помощью к Ассирийскому царю, Феглаффелласару, Господь же учит пророка Исаию, чтобы он следовал их примеру, "не ходил путем сего народа".
12 "Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь.
Комментарий:
«Двадцати лет был Ахаз, когда воцарился, и шестнадцать лет царствовал в Иерусалиме, и не делал угодного в очах Господа Бога своего, как Давид, отец его, но ходил путем царей Израильских, и даже сына своего провел чрез огонь, [подражая] мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых, и совершал жертвы и курения на высотах и на холмах и под всяким тенистым деревом.» [4 Цар.16:2-4].
Согласно свидетельствам Библии, царь Ахаз, не почитал Господа Бога, как это предписано в законе, но справно подражал тому, как местные народы поклонялись своим языческим божкам. Кроме поклонения идолам, в языческих культах также присутствуют традиции обращения к чародеям, колдунам и прочей прислуги бесов.
Причины возникновения подобных традиций вполне объяснимы. Дело в том, что пока люди поклоняются Богу, Он дает им Свои откровения, либо непосредственно обращаясь к человеку, либо давая ему видения во снах, либо наставляя через Своих пророков. Когда люди перестают поклоняться Богу, их естественная потребность поклонения Создателю, заменяется ложными обрядами поклонения идолам, а потребность в откровениях реализуется через обращение к чародеям, колдунам, ведуньям и т.п. Вся эта свита князя тьмы, не имеет понятия о том, что должно происходить в будущем, силы налагать и снимать с кого-либо заклятия, или делать какие-либо заговоры, поскольку все сказанное человеком, так и останется пустым звуком, если не имеет подкрепления от Бога. Вот Он Сам и говорит, обращаясь к пророку Исаие, и к другим людям, сохраняющим веру в Его всемогущество, чтобы не называли они сказанное людьми заговором, и не страшились того, чего боятся язычники.
Подобные настроения можно наблюдать и в наше время. Современное, так называемое высокообразованное человеческое общество, придает слишком большое значение магическим манипуляциям ворожей, колдунов, ведьм и т. п. служителям бесов. Сознание невежественных людей настолько окутано тьмой, что они охотнее верят в то, что если черная кошка перешла дорогу, это плохая примета. Они боятся пройти в проем между столбом линии электропередач и опорой усиления, отходящей в сторону. Отсутствие истинной веры, которая является даром Духа Святого, замещается у них ложной верой в предрассудки. А в конечном итоге, эти люди отправляются за советом к гадалкам, колдунам и чародеям, которые мошенничеством зарабатывают себе средства на жизнь.
Впрочем, некоторые люди, имевшие опыт обращения к гадалкам, могут возмутиться и сказать о том, что их предсказания реально сбывались. Да это возможно. Но сами они задавались вопросом, как это стало возможно?
А дело в том, что гадалка, являясь посредником между человеком, обратившимся к ней, и бесами, опираясь на опыт своего общения с людьми, находит расположение человека, который доверяя ей расслабляется и не контролирует уже вмешательства на тонком плане. Если такой человек не обладает развитой волей, то он не сможет противостоять внушениям бесов, которые будут направлять его так, чтобы слова гадалки сбылись. Таким образом, предсказания гадалки не что иное как подчинение бесу. Обращающийся к ней, добровольно отдается в рабство силам тьмы.
Однако никакие внушения, заговоры, предсказания гадалок, колдунов, ведуней не исполняются если они пытаются направлять их на людей, которые искренне веруют в Бога, и исполняют Его заповеди. Секрет прост. Их щит - их святость: "Бог! - непорочен путь Его, чисто слово Господа, щит Он для всех, надеющихся на Него."[2 Цар.22:31]
13 Господа Саваофа - Его чтите свято, и Он - страх ваш, и Он - трепет ваш!
Комментарий:
Человек, надеющийся на Господа, никогда не останется в стыде: «И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лице Мое, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде.» [Ис.50:7].
Господь наш Иисус Христос сказал: « … не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.» [Мф.10:28]. Никто в этом мире не представляет для души нашей настоящей угрозы. По сути, бояться нам некого. А вот Бога бояться, есть проявление благоразумия, ибо боящийся суда Божьего, следует Его законам, уже не имея к Нему любви.
Как бы ни был велик пост, который занимает человек, будь он президент, монарх, папа римский или патриарх Всея Руси, он достоин лишь высокопоставленный чиновник, который от Бога наделен определенными полномочиями. Если до власти добираются преступные элементы, то это также случается не без санкции Бога, а именно по Его попущению. Он дает возможность отчасти исполнить им свои коварные замыслы, чтобы потом по делам их судить их, чего нельзя сделать когда наличествуют только помыслы. Причем, попуская преступникам в их начинаниях, Господь всегда учитывает то, заслуживают ли люди подобного отношения, которые испытают на себе их действия. Вот, например, никто не станет отрицать того, что сейчас в нашей стране орудуют всевозможные шайки негодяев разных мастей, и с ними всеми не могут справиться органы правопорядка. Дело в том, что по сути, в нашей стране просто нет настоящего хозяина - Царя, которого Господь ставит присматривать за Своими людьми. Для наемников: министров, депутатов, президента, патриарха Всея Руси и иже с ним многих архиереев, простые люди являются только средством достижения богатства или решения других корыстных амбиций. Пока в стране все идет относительно спокойно, они наглым образом эксплуатируют народ. Но поверьте, только возникнет для России реальная внешняя опасность, вся эта свара, подобно корабельным крысам, первой побежит из страны, к своим сбережениям в Швейцарских банках. Нечто подобное, согласно пророчествам православных святых, должно произойти в ближайшем будущем. Так, например, говорил Аристоклий Афонский: "Но сперва Бог отнимет всех вождей, чтобы только на Него взирали русские люди. Все бросят Россию, откажутся от нее другие державы, предоставив ее себе самой. Это чтобы на помощь Господню уповали русские люди. Услышите, что в других странах начнутся беспорядки и подобное тому, что и в России, и о войнах услышите и будут войны - вот, уже время близко. Не бойтесь ничего. Господь будет являть Свою чудесную милость. Конец Будет через Китай. Какой-то необычный взрыв будет, и явится чудо Божие. И будет жизнь совсем другая на земле, но не на очень долго. Крест Христов засияет над всем миром, потому что возвеличится наша Родина и будет, как маяк во тьме для всех". Смотрите, ведь и схииероманах Аристоклий в своем пророчестве также говорит о том, что Господь попустит бегству нынешних "правителей", грядущим беспорядкам и даже китайской агрессии, чтобы люди возложили свое упование на Него одного. Тогда только, когда люди в едином порыве осознают необходимость Божьей помощи, Он совершит великое чудо.
Что же это за чудо?
Господь даст нам Царя, князя Михаила, который придет таким образом, что ни у кого не будет сомнений в том, что это он: "тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;"[Мф.24:30]. Князь же Михаил, есть Сын Божий, Который прежде уже приходил на землю, как Спаситель, Господь наш Иисус Христос. Вот Он наш истинный князь, Который не устрашится никаких беспорядков, и не оставит Свой народ на растерзание иноземцам. Он будет истинным Помазанником Божиим, не то что современные "правители". Он наведет порядок в Православной Церкви и в стране, но с Его появлением даже и во всем мире, на короткое время, пока не явится антихрист, установится другая жизнь. Он есть Господь Саваоф, Которого одного чтить свято и страшиться учит Господь Бог.
14 И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима.
15 И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены.
16 Завяжи свидетельство, и запечатай откровение при учениках Моих".
Комментарий:
Уже несколько раз у меня появлялась мысль о том, что имя «Саваоф» имеет прямое отношение ко второму пришествию Господа нашего Иисуса Христа, но до сих пор как-то у меня было недостаточно аргументов в пользу такого мнения. И вот теперь у меня снова появляется уверенность в том, что такое понимание имеет под собой твердую основу – свидетельство Священного Писания.
В 11 стихе, данной главы, присутствуют слова с 12 по 16 стих, сказанные Господом, обращающимся к пророку Исайе. Он говорит «Господа Саваофа – Его чтите свято, и Он – страх ваш, и Он – трепет ваш!». Логика подсказывает, что наставление, обращенное к пророку Исаие, принадлежит Господу Богу, Который говорит о Господе нашем Иисусе Христе, называя Его Господом Саваофом.
Заметьте, Господь Бог говорит, что Господь Саваоф будет «освящением и камнем преткновения».
Повествования Евангелия указывает, когда Господь наш Иисус Христос явился в этот мир в первый раз, наблюдалось именно такое развитие событий. В одной из Своих речей, обращенных к первосвященникам и старейшинам народным, Спаситель предлагает их вниманию притчу о винограднике (у пророка Исаии в 5 главе), и в заключение говорит им: «...неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.» [Мф.21:42-44]. Никто не станет отрицать того факта, что еврейский народ в большинстве своем не признал Господа Иисуса Христа, как ожидаемого Мессию-Спасителя, поскольку ожидал в то время Мессию-Освободителя. Таким образом, часть евреев была не готова принять Его в качестве Искупителя, и Он сделался для них «камнем преткновения», для той же части, которая приняла Его, Он стал освящением: «…Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.» [Ис.53:4].
17 Итак я надеюсь на Господа, сокрывшего лице Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него.
Комментарий:
Господь наш Иисус Христос никогда при большом стечении народа не заявлял, что Он и есть ожидаемый Мессия. Люди, видевшие исцеления, которые Он творил над нуждающимся, и слышавшие Его проповеди, терялись в догадках о том, Кто Он: «В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ? Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же [говорят], что один из древних пророков воскрес.» [Лк.9:18-19]. Эти слова являются лучшим свидетельством того, что Господь скрывал Свое истинное лицо от дома Иаковлева.
18 Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе.
Комментарий:
Вначале этой главы пророк Исаия говорит « … я взял себе верных свидетелей: Урию священника и Захарию, сына Варахиина, ». Надо полагать, что, говоря «вот я и дети, которых дам мне Господь» пророк Исаия говорил о себе и его учениках Урии и Захарии.
Хочу обратить внимание на слова о том, что Господь Саваоф живет на горе Сионе. Местом обитания Господа Бога не может быть гора Сион. Он вездесущ и пребывает одновременно повсюду и в Своей обители на небесах, где бесчисленное число обителей, в которых живут ангелы, серафимы, святые и пр. живые существа: «В доме Отца Моего обителей много» [Ин.14:2]. Таким образом, имя Господа «Саваоф», место обитания Которого гора Сион, точно относится к Сыну Божьему, Который после Суда воцарится над всею землею: «Затем все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника кущей.» [Зах.14:16]
19 И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, - тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых?
Комментарий:
К кому обращаться за разрешением вопросов, касающихся духовной области?
К Господу Богу. Но не каждому человеку, дано услышать ответ от Него Самого. За всю историю человечества таких людей было очень немного. С Богом лично говорил пророк Моисей, и к пророку Исаие Господь обращал Свои речи. Подобных им Божьих угодников в настоящее время отыскать невозможно. Их просто нет. Сегодня Господь обращается к Своим рабам через Святого Духа, наставления Которого не похожи на голос Всевышнего: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.» [Ин.3:8].
Когда возникает вопрос, касающийся высоких материй, не нужно искать ответ на него у тех, кто занимается магическими практиками - занимается вызыванием духов, предков, умерших; колдовством, ведовством (ворожбой, заговорами, приворотами и т.п. деятельностью);
Господь не смотрит «на лица князей и не предпочитает богатого бедному, потому что все они дело рук Его.» [Иов34:19] Он смотрит в сердце человека, и от Его взгляда не скроется никакое лукавство. Он сокрыл Свою Божественную сущность от евреев, по причине их неверия и нерадения об исполнении Божьих заповедей, когда пришел в наш мир в первый раз. Если Он не открылся Своему избранному народу, который изменял ему при каждом удобном случае, следуя языческим верованиям, то тем более не откроет Он истины Своей ни сектантам, ни сребролюбивым, властолюбивым и гордым людям, облачившимся в священнические одеяния. Следовательно, глупо искать истину у подобных личностей.
Если возникает вопрос, нет нужды напрямую обращаться с ним к людям. Не нужно лишний раз ставить себя в положение зависимости от мнения людей. Свой вопрос нужно обращать к Богу, и не обязательно это делать вслух, поскольку Ему известны все самые сокровенные наши помыслы. Даже когда в молитве мы просим Его о чем-нибудь, Он знает о том, прежде нашего прошения: « … ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.» [Мф.6:8]. Когда вопрос задан, остается внимательно наблюдать за внешними событиями. Свой ответ Господь может дать и через книгу, и через человека, может ответ прийти и через Святого Духа. Ожидая ответа, важно соблюдать и другое условие - хранить чистоту помыслов и соблюдать заповеди. Нужно быть бдительным, ибо Бог Сам выбирает время, когда мы готовы вместить Его слово. Может так случиться, что прежде правильного ответа, Господь подаст нам и ложный, чтобы испытать нас. Почему Господь станет так поступать? Для праведника искушения выполняют функцию упражнений укрепляющих дух: «Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив, ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, - в горниле уничижения.» [Сир.2:4-5].
В ожидании ответа Господа, как было сказано выше, мы вполне можем услышать несколько разных человеческих мнений и среди них ответ, содержащий истину.
Как узнать в котором из ответов истина?
И пророк Исаия говорит:
20 [Обращайтесь] к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света.
Комментарий:
Для чего дано нам Священное Писание?
Только ли для простого чтения?
Библия содержит в себе не только сведения о законе, который Бог дал евреям, а Господь наш Иисус Христос показал пример, как его нужно исполнять. Кроме этого, в ней имеются исторические сведения о жизни еврейского народа. В этой части Писания в примерах рассказывается о том, как Господь оберегал их, пока они следовали Его постановлениям, и как наказывал, когда они отступали от них. Есть в ней пророчества о временах, касающихся первого пришествия Господа нашего Иисуса Христа, и грядущего Его возвращения для того, чтобы уничтожить беззаконников, восстановить забытые законы Бога и воцариться над всею землею. Содержатся в ней и мудрые советы, затрагивающие такие важные вопросы как семья, приобретение богатства, воспитание детей и т.д. Одним словом Библия на своих страницах затрагивает важнейшие стороны человеческой жизни. Поэтому в ней можно найти ответы на все вопросы, которые имеют действительную ценность для человека.
Когда мы получает несколько разных мнений, содержащих предположительно ответ на наш вопрос к Богу, пророк Исаия в этом случае дает метод, используя который мы сможем безошибочно определить, в котором из них истина. Кто желает научиться распознавать истину от лжи, должен стремиться научиться пользоваться знаниями помещенными в Священному Писании. Как адвокат или обвинитель, доказывает невиновность или вину обвиняемого, опираясь на книги светского закона, так желающий научиться различать ложное от истинного, должен научиться пользоваться Словом Божьим – Библией.
В настоящее время развелось множество лжеучителей, лжепророков и нерадивых пастырей, которые распространяют ложные мнения, чем способствуют сокрытию и без того трудно обретаемому истинному знанию. Чрезмерное доверие к таким людям, неизбежно ведет к пренебрежению Богом. Кто склонен действовать так, не хочет прикладывать усилий, размышлять о законе Божьем, обречен принять любую философию, которая ему покажется наиболее соответствующей истине. Таким образом, выбирая из множества человеческих мнений, вопрошающий, как правило, избирает то, к чему склоняется его сердце. В таких случаях человек всегда ошибается, поскольку свой выбор делает, принимая во внимание свои пристрастия, то есть недостатки, а не истинные знания. Сребролюбивый судья, не вынесет справедливого приговора обвиняемому, поскольку его решение склоняется на сторону того, кто ему платит. Так и человек, руководствующийся в своем выборе между несколькими мнениями тем, что выбирает то, которые представляется ему наиболее выгодным, ошибется. Чтобы этого не случилось, нужно отвергнуть желания плоти. Только таким образом можно достигнуть беспристрастия. И еще нужно искренне принять истинность того, что содержится в Священном Писании, положиться на него, и опираться на него во всяком своем деле. Поступая так, можно избавиться от опасности потратишь многие годы, на блуждание в неверном направлении. Кто же ленив, и не радеет об исполнении Божьих заповедей, неминуемо попадет в сети проповеди лжеучителей, лжепророков и людей, притворно служащих Богу, надевающих священнические облачения. Когда настанет время суда, они, искренне считая свои пути верными, приступят к Господу, Который говорил о них много веков назад: «Не всякий, говорящий Мне: 'Господи! Господи!', войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.» [Мф.7:21-24] Заметьте, после этих слов Господь сказал: «Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;» [Мф.7:21-24]. Дом это убеждения, на которых опирается человек. Камень – это учение Господа нашего Иисуса Христа, а поскольку Он говорил: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.» [Мф.5:17], то Его слова означают то же, что говорит в рассматриваемом стихе пророк Исаия, то есть в поисках истины «обращайтесь к закону и откровению», а не к сомнительным личностям или их мнениям. Итак, чтобы не оказаться в стыде в день Суда, чтобы не увлечься учениям лжепророков, лжеучителей и т.п. негодяев, испытывай все, что они говорят, обращаясь к тому, что говорит об этом Священное Писание, и если они говорят иначе, чем сказано в Священном Писании, то нет в них истины – света. Отвергни их, чтобы в день Суда не быть брошенным вместе с ними в озеро пылающее огнем: «Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!» [Мф.13:40] [Мф.13:43]
21 И будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего.
Комментарий:
Во время правления римского императора Октавиана Августа Израиль являлся одной из провинций Римской империи. Во власти иноземцев евреи оказались потому, что снова начали отступать от закона Божьего. Разумеется, римские императоры были больше заинтересованы в пополнении государственной казны, для оплаты многочисленных легионов из сокровищ, добытых в качестве военных трофеев или податей, которыми облагались граждане покоренных стран. Разумеется, их мало волновали вопросы условий жизни этих народов, поэтому они редко интересовались тонкостями сбора налогов. Между тем сборщики налогов, осознав бесконтрольность своих действий, часто завышали размер сборов, чем сильно обременяли налогоплательщиков.
Еврейский народ страдал отягощенный поборами иноземцев и их беспределом. Люди мечтали о наступлении лучших времен, на которые указывали предсказания Библии, имеющие отношение ко второму пришествию Господа нашего Иисуса Христа. Древние пророки предсказывали появление Мессии, Который, придя, низложит иго завоевателей, а евреев сделает господами над народами мира.
Времена 2000-летней давности, во многих деталях похожи на сегодняшние дни. Сейчас, точно также как тогда, появилось множество предприимчивых людей, которые, пользуясь доверием обывателей, совращают их с истинного пути.
Наше время богато примерами самозванцев, которые выдают себя то за второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа, то за пророков. Подобное уже происходило в начале нашей эры. В то время, когда Господь наш Иисус Христос, уклонялся от того, чтобы Его сами люди сделали Царем, самозванцы, напротив, настойчиво выдавали себя за ожидаемого Мессию, но скоро исчезали беследно: «Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого - то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли.» [Деян.5:36], другие вели себя иначе: «После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались.» [Деян.5:37]. Были также общественные формирования, которые завлекали людей своей философией, построенной на превратном истолковании Ветхого завета. О некоторых их них можно также найти упоминания в Евангелиях – это фарисеи и саддукеи. В самой ветхозаветной Церкви также обосновались чуждые Богу люди, которые почитались народом как законоучителя, старейшины, первосвященники, однако занимались совсем не тем, чем должны были, поскольку и они уподобились сектантам: « …на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;» [Мф.23:2] О пагубности их учений Господь наш Иисус Христос предупреждал Своих последователей говоря: « … смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской.» [Мф.16:6]
Имена множества самозванцев, лжепророков, лжеучителей и т.п. личностей, восставших в те времена, канули в лету. Лишь немногие из них дошли до нас благодаря упоминаниям о них в Новом завете и других источниках. Однако их ложные учения, возбуждающие националистические настроения в народе, затмили разум людей иллюзорными обещаниями, разрушаясь, которые только усиливали их озлобленность. Поэтому когда Господь наш Иисус Христос начал Свое пророческое служение, за весь этот период лишь немногие познали Его, для остальных же Он стал «камнем преткновения», как об этом сказал пророк Исаия. Ослепленные ложными учениями евреи вместе со своими законоучителями, дошли до того, что стали хулить Господа нашего Иисуса Христа, которого пророк Исаия называет своим Царем, Господом Саваофом.
22 И взглянут вверх, и посмотрят на землю; и вот - горе и мрак, густая тьма, и будут повержены во тьму…
Комментарий:
В день казни Господа нашего Иисуса Христа, Господь Бог в последний раз предоставлял возможность евреям обратиться к Нему и принять Его Помазанника. Тогда в Иудее начальствовал Пилат, он не нашел вины у Господа нашего Иисуса Христа и хотел отпустить Его. Он вышел к собранию народа, и сказал: «Се, царь ваш!», но услышал только крики толпы: «… возьми, возьми, распни Его!», он снова говорит им: «Царя ли вашего распну?». Первосвященники же отвечали: « нет у нас царя, кроме кесаря.» [Ин.19:15]
В час, когда Господь наш Иисус Христос предал Свой дух Богу произошли многие знамения: «… около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине.» [Лк.23:44-45] « … и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.» [Мф.27:51-53]. Тьма, померкнувшее солнце, завеса в храме, разодранная надвое – все это является указанием на начало исполнения слов Господа нашего Иисуса Христа: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете.» [Ин.5:43].
С отречением еврейского народа от Господа нашего Иисуса Христа, Божья благодать оставила их, а на смену ей пришла тьма невежества и заблуждений, в которой они пребывают до настоящего времени.
…Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел.
Комментарий:
До какого времени еврейскому народу ходить во мраке невежества?
Пока они не познают на себе жестокую власть антихриста. Немногие доживут до того времени, ибо сказано о том в книге пророка Исаии: «Остаток обратится, остаток Иакова - к Богу сильному. Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, [было] столько, сколько песку морского, только остаток его обратится; истребление определено изобилующею правдою;» [Ис.10:21-22].
По приближении конца времени антихриста Сын Божий, Князь Михаил, придет со Своим войском и спасет оставшихся из народа Своего, и они тогда они обратятся к Нему: «И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их (т.е. на антихриста), но возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно» [Ис.10:20]. Увидев Его, они наконец возгласят, как о том говорил Господь наш Иисус Христос: "Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!"[Мф.23:39]. Тогда только закончатся времена помрачения рассудка еврейского народа, который сейчас только мнит себя избранным, и продолжает пренебрегать Божьими заповедями.