Назад

Глава девятая  

(семьдесят седмиц до Христа Владыки)

         1       В первый год Дария, сына Ассуирова, из рода Мидийского, который поставлен был царем над царством Халдейским,

         2       в первый год царствования его я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима.

         Чье свидетельство ближе к истине, пророка, святого или богослова?

         Богослов часто строит свои выводы на мнениях других людей, пусть даже ныне почитающихся Православной Церковью, как святые.

         А могут ли ошибаться святые?

         Однажды батюшка Серафим Саровский, беседуя со священником Василием Садовским, на его вопрос, как ему удается, не спрашивая своих посетителей о том, какая нужда привела их, сразу же давать им совершенно правильные и исчерпывающие ответ, ответил, что он, встречая гостя, говорит ему первую мысль, которая приходит на сердце. Однако же он сказал, что так бывает не всегда. Батюшка Серафим сказал, что если у него такой мысли нет, но он, желая помочь своему посетителю советом, говорит что-то от себя самого, то в этом случае он всегда ошибается. Если сам Батюшка Серафим говорил, что и он может ошибаться, тогда что говорить о других святых? Ведь батюшка Серафим является одним из числа самых почитаемых православных святых.

         Если святые, могут ошибаться, что говорить тогда о богословах?

Где же нам тогда искать того, кто бы помог нам разобраться в том, какое из их слов свидетельствует об истине, а какое является только лишь мнением?

На самом деле такой источник есть. Это Библия, которая иначе называется Словом Божиим. С ее помощью всегда можно разобраться в том, что есть истина, а что только лишь предположение или даже ложь, ибо: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» [2 Тим.3:16].

Библия не является плодом человеческого творчества, как в этом пытаются убедить нас разного рода «ученые». Да конечно Библия была записана людьми. Однако они писали не от своего ума, а, будучи движимы Духом Святым: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» [2 Пет.1:21].

Так что если вопрос стоит о том, кому верить, одному из библейских пророков или современному богослову, то в этом случае предпочтение всегда нужно отдавать первому.

Подобным же образом, если нам придется выбирать между свидетельствами, которые записаны в Священном Писании или теми, которые принадлежат преданиям старцев, то предпочтительным должно быть свидетельство Библии.

В самом Святом Евангелии можно найти подтверждение этому выводу: «Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб. Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?» [Мф.15:1-3].

Итак, если какое слово человека не находит подтверждения в Святом Писании, то доверять ему не следует.

Вообще же если кто желает найти ответы на все свои вопросы, тот пусть обращается к книгам Священного Писания, ибо «в них проводник разума, источник мудрости и река знания» [3 Езд.14:48]. Смотрите сами, пророк Даниил много размышлял о том, что было написано в Священном Писании. А в вышеприведенном стихе говорится о том, что он как раз размышлял о словах пророка Иеремии: «Ибо так говорит Господь: когда исполнится вам в Вавилоне семьдесят лет, тогда Я посещу вас и исполню доброе слово Мое о вас, чтобы возвратить вас на место сие» [Иер.29:10].

И что же каков итог этих размышлений?

Прочитав эту главу, вы сами сможете убедиться в том, как это помогло пророку Данилу снискать Божьей милости, Который отправил к нему своего ангела, чтобы тот рассказал ему о сроках исполнения пророчеств, которым должно исполниться до прославления Господа нашего Иисуса Христа и до разрушения Иерусалима и второго храма Соломона.

         3       И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле.

         5       Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих;

         6       и не слушали рабов Твоих, пророков, которые Твоим именем говорили царям нашим, и вельможам нашим, и отцам нашим, и всему народу страны.

         7       У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд, как день сей, у каждого Иудея, у жителей Иерусалима и у всего Израиля, у ближних и дальних, во всех странах, куда Ты изгнал их за отступление их, с каким они отступили от Тебя.

         8       Господи! у нас на лицах стыд, у царей наших, у князей наших и у отцов наших, потому что мы согрешили пред Тобою.

         9       А у Господа Бога нашего милосердие и прощение, ибо мы возмутились против Него

         10     и не слушали гласа Господа Бога нашего, чтобы поступать по законам Его, которые Он дал нам через рабов Своих, пророков.

         Божии угодники всегда более пекутся ради блага других людей, чем, нежели о себе самих. Так: «Авраам первый молился о Содомлянах; Моисей - за отцов, согрешивших в пустыне; Иисус после него - за Израиля во дни Ахана; Самуил и Давид - за погубляемых, Соломон - за тех, которые пришли на освящение; Илия - за тех, которые приняли дождь, и за мертвеца, чтобы он ожил; Езекия - за народ во дни Сеннахирима, и многие - за многих. Итак, … когда усилилось растление и умножилась неправда, праведные молились за неправедных…» [3 Езд.7:36-41]

         11     И весь Израиль преступил закон Твой и отвратился, чтобы не слушать гласа Твоего; и за то излились на нас проклятие и клятва, которые написаны в законе Моисея, раба Божия: ибо мы согрешили пред Ним.

         12     И Он исполнил слова Свои, которые изрек на нас и на судей наших, судивших нас, наведя на нас великое бедствие, какого не бывало под небесами и какое совершилось над Иерусалимом.

         Если бы только Иудеи послушали бы слова пророка Моисея и других Божиих пророков и исправно исполняли бы Божии заповеди, тогда город Иерусалим и первый храм Соломона никогда не был бы разрушен. Но как они отступили от Бога, то Он поклялся им: «вот Я наведу бедствие на место сие и на жителей его все проклятия, написанные в книге, которую читали пред лицем царя Иудейского, за то, что они оставили Меня и кадили богам другим, чтобы прогневлять Меня всеми делами рук своих. И гнев Мой возгорится над местом сим и не угаснет» [2 Пар.34:24-25].

         13     Как написано в законе Моисея, так все это бедствие постигло нас; но мы не умоляли Господа Бога нашего, чтобы нам обратиться от беззаконий наших и уразуметь истину Твою.

         14     Наблюдал Господь это бедствие и навел его на нас: ибо праведен Господь Бог наш во всех делах Своих, которые совершает, но мы не слушали гласа Его.

         15     И ныне, Господи Боже наш, изведший народ Твой из земли Египетской рукою сильною и явивший славу Твою, как день сей! согрешили мы, поступали нечестиво.

         16     Господи! по всей правде Твоей да отвратится гнев Твой и негодование Твое от града Твоего, Иерусалима, от святой горы Твоей; ибо за грехи наши и беззакония отцов наших Иерусалим и народ Твой в поругании у всех, окружающих нас.

         17     И ныне услыши, Боже наш, молитву раба Твоего и моление его и воззри светлым лицем Твоим на опустошенное святилище Твое, ради Тебя, Господи.

         18     Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие.

         19     Господи! услыши; Господи! прости; Господи! внемли и соверши, не умедли ради Тебя Самого, Боже мой, ибо Твое имя наречено на городе Твоем и на народе Твоем'.

         В Православии известно такое таинство как Исповедь. Однако, как вы могли заметить, к этому таинству прибегали и многие святые, которые жили задолго до рождества Господа нашего Иисуса Христа.

         Чем же так важна для человека исповедь перед Богом?

         Любой из нас каждый день общается с самыми разными людьми. У каждого из нас есть свои сокровенные мысли, которыми мы хотели бы поделиться с другими. Однако мы не станем доверять их тем людям, которым не доверяем. Доверие же является следствием одной из форм проявления любви: к ближнему, другу, близким, родным или  супругу. Итак, поскольку исповедь невозможна при отсутствии доверия, то потому она и является неким интимным таинством.

В народе известна такая поговорка: «повинную голову меч не сечет». Если человек способен даровать прощение, просящему у него, то, сколько большею милостью обладает Господь Бог, по образу и подобию Которого он сотворен? Нет такого греха, который не смогла бы покрыть Божья благодать. И искренняя исповедь грехов перед Богом, очищает сердце человека от любой скверны.

         Но если человек не имеет любви к Богу, то его исповедь перед Ним своих грехов не может быть искренней. Любовь же к Богу обнаруживается в человеке, исполняющем Его заповеди: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» [Ин.14:15]   и «Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца» [Ин.14:24]. Итак, если человек не творит Божьих заповедей, в нем нет любви к Богу, а, значит, его исповедь не может быть искренней.

         Но какая человеку польза от исповеди Богу своих грехов?

         Пока человек не согрешит Сам Господь Бог является его защитником от сил зла – бесов. Но стоит только человеку оступиться, как Божья благодать от него отступает и он становится беззащитным перед ними, что проявляется в самых разнообразных бедствиях – болезнях, утратах и т.п.

         Самому человеку не под силу справиться с бесплотными тварями, у которых опыт борьбы с человеком исчисляется тысячелетиями. Но одолеть их можно, прибегнув к Божьей помощи, которая невозможна без восстановления утраченной чистоты от греха. А вот в этом не обойтись без таинства исповеди.

         Искренность исповеди это дверь, через которую в наше сердце входит Божья благодать. Если человек согрешит его душу, тут же окутывают ангелы тьмы – бесы. От этой тьмы и рождается человеческое невежество. Когда же искренняя исповедь открывает доступ в сердце для Божьей благодати, тьма, навеянная бесами, рассеивается. Чем больше искренности человек проявляет в общении с Богом, тем больше благодати от Него он при этом получает. А чем больше благодати, тем глубже у человека понимание истины. Ибо истинное знание нельзя обрести силою ума, сделать это возможно только силою Божьей благодати.

         Несомненно, то, что искренность пророка Даниила в обращении к Богу была очень велика. А иначе, Бог не открыл бы ему Своих тайн.

Примечание: Сегодня большинство православных христиан прибегают к таинству исповеди, как к некоей обрядовой формальности. Поэтому они, выходя из Божьего храма, возвращаются к своим прежним делам. Они даже и не пытаются лучше исполнить Божии заповеди, и в свое оправдания, они виртуозно парируют словами подобными этим: «человек слаб, чтобы не грешить», «человек немощен» или «все мы грешники».

Да собственно Бог ведь сразу и не требует от человека совершенного исполнения заповедей. Как любое искусство, совершенство в исполнении Божьих заповедей, обретается годами практики. Но если человек не хочет прилагать своих в этом направлении, то он и не христианин вовсе, а «псевдохристианин», который ничуть не лучше сектантов.

Пусть не обольщаются эти «псевдохристиане». Их исповедь не несет разрешения от уз греха. Поэтому в день Суда все они окажутся в числе отступников, ибо Сам Господь Иисус Христос говорил: «Не всякий, говорящий Мне: 'Господи! Господи!', войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.» [Мф.7:21-23] 

Если после посещения службы в храме, исповеди и причащения, человек выходит с таким же чувством как из любого светского учреждения, значит, Бог не принял его исповеди, по причине отсутствия искреннего раскаяния и желания в будущем не допускать нарушения Божьей заповеди.

Да человек действительно отягощен телесными немощами, поэтому ему бывает очень трудно бороться с телесными страстями. Но если бы не было таинства исповеди, то умножение грехов, много больше усиливало бы власть греха над человеком. И тогда не могло быть и речи о надежде на спасение.

Сила духа также как и сила тела, обретается через упражнение. Физическая сила достигается многократным преодолением физического же сопротивления – силы земного притяжения, сопротивления материалов и т.п. Духовная же сила обретается в исполнении Божьих заповедей.

         20     И когда я еще говорил и молился, и исповедывал грехи мои и грехи народа моего, Израиля, и повергал мольбу мою пред Господом Богом моим о святой горе Бога моего;

         21     когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы

         22     и вразумлял меня, говорил со мною и сказал: "Даниил! теперь я исшел, чтобы научить тебя разумению.

         23     В начале моления твоего вышло слово, и я пришел возвестить [его] [тебе], ибо ты муж желаний; итак вникни в слово и уразумей видение.

         Муж Гавриил уже прежде представал перед пророком Даниилом. Об этом уже было сказано в восьмой главе книги пророка Даниила. Однако это не единственная глава в которой муж Гавриил приходит к Даниилу, чтобы дать ему пояснения по поводу видений, касающихся последнего времени. В десятой и двенадцатой главах, где также продолжается описание последних времен, перед пророком Даниилом также предстает некий муж, имя которого при этом не называется: "Но вот, коснулась меня рука и поставила меня на колени мои и на длани рук моих. И сказал он мне: "Даниил, муж желаний! вникни в слова, которые я скажу тебе, и стань прямо на ноги твои; ибо к тебе я послан ныне". Когда он сказал мне эти слова, я встал с трепетом."[Дан.10:10-11] и "Я слышал это, но не понял, и потому сказал: "господин мой! что же после этого будет?""[Дан.12:8]. Вполне логично то, что Богу нет нужды посылать к человеку несколько разных представителей, поэтому, надо полагать, что и последующих случаях к Даниилу приходил также муж Гавриил. 

         24     Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых.

         25     Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится [народ] и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.

26     И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения.

27     И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле [святилища] будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя'.

Повеление о начале восстановления храма царя Соломона вышло в первый год царя Кира: «в первый год царя Кира, царь Кир дал повеление о доме Божием в Иерусалиме: пусть строится дом на том месте, где приносят жертвы, и пусть будут положены прочные основания для него; вышина его в шестьдесят локтей, ширина его в шестьдесят локтей» [1 Езд.6:3].

Завершено же это строительство было в шестом году по воцарении царя Дария: «И окончен дом сей к третьему дню месяца Адара, в шестой год царствования царя Дария» [1 Езд.6:15].

Однако в пророчестве Даниила сказано не о повелении, о восстановлении храма Соломона, а о повелении относительно начала восстановления Иерусалима, о котором в Писании мною свидетельств найдено не было. А между тем, согласно словам пророка Даниила, от выхода повеления о восстановлении Иерусалима до крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа, то есть Его помазания «чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых», должно пройти семь седмин и шестьдесят две седмины (69 седмин = 69 X 7 = 483 года).

Пока не представляется возможным разобраться в том, как правильно понимать указанные пророком Даниилом сроки, однако в чем не может быть сомнения, так это то, что все сказанное в этой главе имеет отношение ко временам от пророка Даниила, до распятия Господа нашего Иисуса Христа и даже до разрушения Иерусалима и второго храма Соломона римлянами.

 написать письмо автору: Михаил

Назад

Rambler's Top100

Hosted by uCoz