Глава девятая
(семьдесят седмиц до Христа Владыки)
1
В первый год Дария, сына Ассуирова, из
рода Мидийского, который поставлен был
царем над царством Халдейским,
2
в первый год царствования его я, Даниил,
сообразил по книгам число лет, о котором
было слово Господне к Иеремии пророку, что
семьдесят лет исполнятся над опустошением
Иерусалима.
Чье
свидетельство ближе к истине, пророка,
святого или богослова?
Богослов
часто строит свои выводы на мнениях других
людей, пусть даже ныне почитающихся
Православной Церковью, как святые.
А могут ли
ошибаться святые?
Однажды
батюшка Серафим Саровский, беседуя со
священником Василием Садовским, на его
вопрос, как ему удается, не спрашивая своих
посетителей о том, какая нужда привела их,
сразу же давать им совершенно правильные и
исчерпывающие ответ, ответил, что он,
встречая гостя, говорит ему первую мысль,
которая приходит на сердце. Однако же он
сказал, что так бывает не всегда. Батюшка
Серафим сказал, что если у него такой мысли
нет, но он, желая помочь своему посетителю
советом, говорит что-то от себя самого, то в
этом случае он всегда ошибается. Если сам
Батюшка Серафим говорил, что и он может
ошибаться, тогда что говорить о других
святых? Ведь батюшка Серафим является одним
из числа самых почитаемых православных
святых.
Если святые,
могут ошибаться, что говорить тогда о
богословах?
Где
же нам тогда искать того, кто бы помог нам
разобраться в том, какое из их слов
свидетельствует об истине, а какое является
только лишь мнением?
На
самом деле такой источник есть. Это Библия,
которая иначе называется Словом Божиим. С
ее помощью всегда можно разобраться в том,
что есть истина, а что только лишь
предположение или даже ложь, ибо: «Все
Писание богодухновенно и полезно для
научения, для обличения, для исправления,
для наставления в праведности» [2
Тим.3:16].
Библия
не является плодом человеческого
творчества, как в этом пытаются убедить нас
разного рода «ученые». Да конечно Библия
была записана людьми. Однако они писали не
от своего ума, а, будучи движимы Духом
Святым: «Ибо
никогда пророчество не было произносимо по
воле человеческой, но изрекали его святые
Божии человеки, будучи движимы Духом Святым»
[2 Пет.1:21].
Так
что если вопрос стоит о том, кому верить,
одному из библейских пророков или
современному богослову, то в этом случае
предпочтение всегда нужно отдавать первому.
Подобным
же образом, если нам придется выбирать
между свидетельствами, которые записаны в
Священном Писании или теми, которые
принадлежат преданиям старцев, то
предпочтительным должно быть
свидетельство Библии.
В
самом Святом Евангелии можно найти
подтверждение этому выводу: «Тогда
приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и
фарисеи и говорят:
зачем ученики
Твои преступают предание
старцев? ибо не
умывают рук своих, когда едят хлеб.
Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете
заповедь Божию
ради предания
вашего?» [Мф.15:1-3].
Итак,
если какое слово человека не находит
подтверждения в Святом Писании, то доверять
ему не следует.
Вообще
же если кто желает найти ответы на все свои
вопросы, тот пусть обращается к книгам
Священного Писания, ибо «в
них проводник разума, источник мудрости и
река знания» [3 Езд.14:48]. Смотрите
сами, пророк Даниил много размышлял о том,
что было написано в Священном Писании. А в
вышеприведенном стихе говорится о том, что
он как раз размышлял о словах пророка
Иеремии: «Ибо
так говорит Господь: когда исполнится вам в
Вавилоне семьдесят лет, тогда Я посещу вас и
исполню доброе слово Мое о вас, чтобы
возвратить вас на место сие» [Иер.29:10].
И
что же каков итог этих размышлений?
Прочитав
эту главу, вы сами сможете убедиться в том,
как это помогло пророку Данилу снискать
Божьей милости, Который отправил к нему
своего ангела, чтобы тот рассказал ему о
сроках исполнения пророчеств, которым
должно исполниться до прославления Господа
нашего Иисуса Христа и до разрушения
Иерусалима и второго храма Соломона.
3
И обратил я лице мое к Господу Богу с
молитвою и молением, в посте и вретище и
пепле.
5
Согрешили мы, поступали беззаконно,
действовали нечестиво, упорствовали и
отступили от заповедей Твоих и от
постановлений Твоих;
6
и не слушали рабов Твоих, пророков,
которые Твоим именем говорили царям нашим,
и вельможам нашим, и отцам нашим, и всему
народу страны.
7
У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах
стыд, как день сей, у каждого Иудея, у
жителей Иерусалима и у всего Израиля, у
ближних и дальних, во всех странах, куда Ты
изгнал их за отступление их, с каким они
отступили от Тебя.
8
Господи! у нас на лицах стыд, у царей
наших, у князей наших и у отцов наших, потому
что мы согрешили пред Тобою.
9
А у Господа Бога нашего милосердие и
прощение, ибо мы возмутились против Него
10
и не слушали гласа Господа Бога нашего,
чтобы поступать по законам Его, которые Он
дал нам через рабов Своих, пророков.
Божии
угодники всегда более пекутся ради блага
других людей, чем, нежели о себе самих. Так: «Авраам
первый молился о Содомлянах; Моисей - за
отцов, согрешивших в пустыне; Иисус
после него - за Израиля во дни Ахана; Самуил
и Давид - за погубляемых, Соломон - за тех,
которые пришли на освящение; Илия
- за тех, которые приняли дождь, и за
мертвеца, чтобы он ожил; Езекия
- за народ во дни Сеннахирима, и многие - за
многих. Итак, … когда
усилилось растление и умножилась неправда,
праведные молились за неправедных…» [3 Езд.7:36-41]
11
И весь Израиль преступил закон Твой и
отвратился, чтобы не слушать гласа Твоего; и
за то излились на нас проклятие и клятва,
которые написаны в законе Моисея, раба
Божия: ибо мы согрешили пред Ним.
12
И Он исполнил слова Свои, которые изрек
на нас и на судей наших, судивших нас, наведя
на нас великое бедствие, какого не бывало
под небесами и какое совершилось над
Иерусалимом.
Если бы
только Иудеи послушали бы слова пророка
Моисея и других Божиих пророков и исправно
исполняли бы Божии заповеди, тогда город
Иерусалим и первый храм Соломона никогда не
был бы разрушен. Но как они отступили от
Бога, то Он поклялся им: «вот
Я наведу бедствие на место сие и на жителей
его все проклятия, написанные в книге,
которую читали пред лицем царя Иудейского,
за то, что они
оставили Меня и кадили богам другим, чтобы
прогневлять Меня всеми делами рук своих. И
гнев Мой возгорится над местом сим и не
угаснет» [2 Пар.34:24-25].
13
Как написано в законе Моисея, так все
это бедствие постигло нас; но мы не умоляли
Господа Бога нашего, чтобы нам обратиться
от беззаконий наших и уразуметь истину Твою.
14
Наблюдал Господь это бедствие и навел
его на нас: ибо праведен Господь Бог наш во
всех делах Своих, которые совершает, но мы
не слушали гласа Его.
15
И ныне, Господи Боже наш, изведший народ
Твой из земли Египетской рукою сильною и
явивший славу Твою, как день сей! согрешили
мы, поступали нечестиво.
16
Господи! по всей правде Твоей да
отвратится гнев Твой и негодование Твое от
града Твоего, Иерусалима, от святой горы
Твоей; ибо за грехи наши и беззакония отцов
наших Иерусалим и народ Твой в поругании у
всех, окружающих нас.
17
И ныне услыши, Боже наш, молитву раба
Твоего и моление его и воззри светлым лицем
Твоим на опустошенное святилище Твое, ради
Тебя, Господи.
18
Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши,
открой очи Твои и воззри на опустошения
наши и на город, на котором наречено имя
Твое; ибо мы повергаем моления наши пред
Тобою, уповая не на праведность нашу, но на
Твое великое милосердие.
19
Господи! услыши; Господи! прости;
Господи! внемли и соверши, не умедли ради
Тебя Самого, Боже мой, ибо Твое имя наречено
на городе Твоем и на народе Твоем'.
В
Православии известно такое таинство как
Исповедь. Однако, как вы могли заметить, к
этому таинству прибегали и многие святые,
которые жили задолго до рождества Господа
нашего Иисуса Христа.
Чем же так
важна для человека исповедь перед Богом?
Любой из
нас каждый день общается с самыми разными
людьми. У каждого из нас есть свои
сокровенные мысли, которыми мы хотели бы
поделиться с другими. Однако мы не станем
доверять их тем людям, которым не доверяем.
Доверие же является следствием одной из
форм проявления любви: к ближнему, другу,
близким, родным или супругу.
Итак, поскольку исповедь невозможна при
отсутствии доверия, то потому она и
является неким интимным таинством.
В
народе известна такая поговорка: «повинную
голову меч не сечет». Если человек способен
даровать прощение, просящему у него, то,
сколько большею милостью обладает Господь
Бог, по образу и подобию Которого он
сотворен? Нет такого греха, который не
смогла бы покрыть Божья благодать. И
искренняя исповедь грехов перед Богом,
очищает сердце человека от любой скверны.
Но если
человек не имеет любви к Богу, то его
исповедь перед Ним своих грехов не может
быть искренней. Любовь же к Богу
обнаруживается в человеке, исполняющем Его
заповеди: «Если
любите Меня, соблюдите Мои заповеди»
[Ин.14:15] и «Нелюбящий
Меня не соблюдает слов Моих; слово же,
которое вы слышите, не есть Мое, но
пославшего Меня Отца» [Ин.14:24]. Итак,
если человек не творит Божьих заповедей, в
нем нет любви к Богу, а, значит, его исповедь
не может быть искренней.
Но какая
человеку польза от исповеди Богу своих
грехов?
Пока
человек не согрешит Сам Господь Бог
является его защитником от сил зла – бесов.
Но стоит только человеку оступиться, как
Божья благодать от него отступает и он
становится беззащитным перед ними, что
проявляется в самых разнообразных
бедствиях – болезнях, утратах и т.п.
Самому
человеку не под силу справиться с
бесплотными тварями, у которых опыт борьбы
с человеком исчисляется тысячелетиями. Но
одолеть их можно, прибегнув к Божьей помощи,
которая невозможна без восстановления
утраченной чистоты от греха. А вот в этом не
обойтись без таинства исповеди.
Искренность
исповеди это дверь, через которую в наше
сердце входит Божья благодать. Если человек
согрешит его душу, тут же окутывают ангелы
тьмы – бесы. От этой тьмы и рождается
человеческое невежество. Когда же
искренняя исповедь открывает доступ в
сердце для Божьей благодати, тьма,
навеянная бесами, рассеивается. Чем больше
искренности человек проявляет в общении с
Богом, тем больше благодати от Него он при
этом получает. А чем больше благодати, тем
глубже у человека понимание истины. Ибо
истинное знание нельзя обрести силою ума,
сделать это возможно только силою Божьей
благодати.
Несомненно,
то, что искренность пророка Даниила в
обращении к Богу была очень велика. А иначе,
Бог не открыл бы ему Своих тайн.
Примечание:
Сегодня большинство православных христиан
прибегают к таинству исповеди, как к некоей
обрядовой формальности. Поэтому они, выходя
из Божьего храма, возвращаются к своим
прежним делам. Они даже и не пытаются лучше
исполнить Божии заповеди, и в свое
оправдания, они виртуозно парируют словами
подобными этим: «человек слаб, чтобы не
грешить», «человек немощен» или «все мы
грешники».
Да
собственно Бог ведь сразу и не требует от
человека совершенного исполнения
заповедей. Как любое искусство,
совершенство в исполнении Божьих заповедей,
обретается годами практики. Но если человек
не хочет прилагать своих в этом направлении,
то он и не христианин вовсе, а «псевдохристианин»,
который ничуть не лучше сектантов.
Пусть
не обольщаются эти «псевдохристиане». Их
исповедь не несет разрешения от уз греха.
Поэтому в день Суда все они окажутся в числе
отступников, ибо Сам Господь Иисус Христос
говорил: «Не
всякий, говорящий Мне: 'Господи! Господи!', войдет
в Царство Небесное, но исполняющий
волю Отца Моего Небесного.
Многие скажут
Мне в тот день: Господи! Господи! не от
Твоего ли имени мы пророчествовали? и не
Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим
ли именем многие чудеса творили?
И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от
Меня, делающие беззаконие.»
[Мф.7:21-23]
Если
после посещения службы в храме, исповеди и
причащения, человек выходит с таким же
чувством как из любого светского
учреждения, значит, Бог не принял его
исповеди, по причине отсутствия искреннего
раскаяния и желания в будущем не допускать
нарушения Божьей заповеди.
Да
человек действительно отягощен телесными
немощами, поэтому ему бывает очень трудно
бороться с телесными страстями. Но если бы
не было таинства исповеди, то умножение
грехов, много больше усиливало бы власть
греха над человеком. И тогда не могло быть и
речи о надежде на спасение.
Сила
духа также как и сила тела, обретается через
упражнение. Физическая сила достигается
многократным преодолением физического же
сопротивления – силы земного притяжения,
сопротивления материалов и т.п. Духовная же
сила обретается в исполнении Божьих
заповедей.
20
И когда я еще говорил и молился, и
исповедывал грехи мои и грехи народа моего,
Израиля, и повергал мольбу мою пред
Господом Богом моим о святой горе Бога
моего;
21
когда я еще продолжал молитву, муж
Гавриил, которого я видел прежде в видении,
быстро прилетев, коснулся меня около
времени вечерней жертвы
22
и вразумлял меня, говорил со мною и
сказал: "Даниил! теперь я исшел, чтобы
научить тебя разумению.
23
В начале моления твоего вышло слово, и я
пришел возвестить [его] [тебе], ибо ты муж
желаний; итак вникни в слово и уразумей
видение.
Муж Гавриил уже прежде представал перед пророком Даниилом. Об этом уже было сказано в восьмой главе книги пророка Даниила. Однако это не единственная глава в которой муж Гавриил приходит к Даниилу, чтобы дать ему пояснения по поводу видений, касающихся последнего времени. В десятой и двенадцатой главах, где также продолжается описание последних времен, перед пророком Даниилом также предстает некий муж, имя которого при этом не называется: "Но вот, коснулась меня рука и поставила меня на колени мои и на длани рук моих. И сказал он мне: "Даниил, муж желаний! вникни в слова, которые я скажу тебе, и стань прямо на ноги твои; ибо к тебе я послан ныне". Когда он сказал мне эти слова, я встал с трепетом."[Дан.10:10-11] и "Я слышал это, но не понял, и потому сказал: "господин мой! что же после этого будет?""[Дан.12:8]. Вполне логично то, что Богу нет нужды посылать к человеку несколько разных представителей, поэтому, надо полагать, что и последующих случаях к Даниилу приходил также муж Гавриил.
24
Семьдесят седмин определены для народа
твоего и святаго города твоего, чтобы
покрыто было преступление, запечатаны были
грехи и заглажены беззакония, и чтобы
приведена была правда вечная, и запечатаны
были видение и пророк, и помазан был Святый
святых.
25
Итак знай и разумей: с того времени, как
выйдет повеление о восстановлении
Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и
шестьдесят две седмины; и возвратится [народ]
и обстроятся улицы и стены, но в трудные
времена.
26 И
по истечении шестидесяти двух седмин
предан будет смерти Христос, и не будет; а
город и святилище разрушены будут народом
вождя, который придет, и конец его будет как
от наводнения, и до конца войны будут
опустошения.
27 И
утвердит завет для многих одна седмина, а в
половине седмины прекратится жертва и
приношение, и на крыле [святилища] будет
мерзость запустения, и окончательная
предопределенная гибель постигнет
опустошителя'.
Повеление
о начале восстановления храма царя
Соломона вышло в первый год царя Кира: «в
первый год царя Кира, царь
Кир дал повеление о доме Божием в
Иерусалиме: пусть
строится дом на том месте, где приносят
жертвы, и пусть будут положены прочные
основания для него; вышина его в шестьдесят
локтей, ширина его в шестьдесят локтей»
[1 Езд.6:3].
Завершено
же это строительство было в шестом году по
воцарении царя Дария: «И
окончен дом сей к третьему дню месяца Адара,
в шестой год царствования царя Дария»
[1 Езд.6:15].
Однако
в пророчестве Даниила сказано не о
повелении, о восстановлении храма Соломона,
а о повелении относительно начала
восстановления Иерусалима, о котором в
Писании мною свидетельств найдено не было.
А между тем, согласно словам пророка
Даниила, от выхода повеления о
восстановлении Иерусалима до крестной
смерти Господа нашего Иисуса Христа, то
есть Его помазания «чтобы
приведена была правда вечная, и запечатаны
были видение и пророк, и помазан
был Святый святых», должно пройти
семь седмин и шестьдесят две седмины (69
седмин = 69 X
7 = 483 года).
Пока
не представляется возможным разобраться в
том, как правильно понимать указанные
пророком Даниилом сроки, однако в чем не
может быть сомнения, так это то, что все
сказанное в этой главе имеет отношение ко
временам от пророка Даниила, до распятия
Господа нашего Иисуса Христа и даже до
разрушения Иерусалима и второго храма
Соломона римлянами.
написать письмо автору: Михаил