…Продолжение
Видения о последних, днях.
(начало Ис.2:2)
Глава 5
1 Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его.
Комментарий:
Первая и наиглавнейшая заповедь гласит: « … возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим…» [Мф.22:37]. Разумеется, Исаия не мог говорить ни о ком другом кроме Бога. И в этом стихе пророк говорит о Боге как Возлюбленном, Которому он собирается воспеть песнь Сына Божьего также любимого им.
Что же это за песнь?
…У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы,
2 и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды.
Комментарий:
Сия песнь подобна притче, которую некогда рассказал апостолам Господь наш Иисус Христос: « … был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.» [Мф.21:32-39]
В этой притче хозяин дома это Господь Бог, виноградник – Израиль, виноградари – духовенство, сын – Сын Божий. Эта притча является выраженной в сокращенном символическом виде историей еврейского народа.
В древние времена, когда многие народы земли погрязли во грехе, но среди них нашелся один человек, который держался праведной жизни. Это был патриарх Авраам. Господь избрал его из числа людей, и сказал ему: «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение;» [Быт.12:1-2]. Не в один день произошел от Авраама великий народ, с того времени прошло много веков. Через пророка Моисея Господь Бог дал еврейскому народу закон, который сейчас мы знаем как Ветхий завет. На протяжении веков Он сенью Своею покрывал избранный народ, который впрочем уклонялся от соблюдения Его законов. Такое пренебрежение стало причиной того, что Господь обращается через пророка Исаию к жителям Иерусалима:
3 И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим.
4 Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды?
Комментарий:
Похожий вопрос задал Своим ученикам и Господь наш Иисус Христос: «Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?» [Мф.21:40], они ответили: «… злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.» [Мф.21:41]Таким образом, ученики Господа нашего Иисуса Христа рассудили о том, что хозяин виноградника просто заменит виноградарей. У пророка Исаии такой ответ:
5 Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем,
6 и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его, - и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя.
Комментарий:
Поскольку виноградник это еврейский народ в целом, то пророк Исаия предрекает ему разорение. По причине оставления евреев Богом другие народы смогут в будущем опустошать Израильскую землю, и попирать избранный народ. Так оно и случилось. Вначале в шестом веке до н.э. когда Вавилонский царь Навуходоносор пришел в Иерусалим, разрушил его стены и сжег храм Соломона, а потом в начале уже нашей эры, когда римляне разрушили второй храм Соломона и выселили из Иерусалима евреев.
Виноградари, как было уже сказано выше, это – пастыри, цари и священники. Так вот, когда Господь оставил Свой народ за их преступления против Него на расхищение иноплеменникам, тогда же Он отнял у них пастырей, на которых возложена обязанность руководить страной так, чтобы в ней соблюдался закон, и наставлять паству, чтобы не увлекся народ во след языческих обычаев.
После того, как евреи предали на смерть Господа нашего Иисуса Христа, Господь больше не посылал к ним пророков, которые донесли бы до них Слово Божье. Об этиом пророк Исаия говорит как об облаках, не проливающих дождя.
А какой ответ дал Господь наш Иисус Христос в Своей притче, которую Он обращал к ученикам? Его Ответ выражает тот же смысл, что и слова пророка Исаии, однако содержит и другую не менее важную информацию: «…Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его;» [Мф.21:42-43]
7 Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды - любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот - кровопролитие; [ждал] правды, и вот - вопль.
8 Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что [другим] не остается места, как будто вы одни поселены на земле.
Комментарий:
Сегодня многие люди сомневаются в том, что сколько бы ни преуспевали беззаконники, они не останутся без суда, правда обязательно восторжествует: «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?» [Лк.18:7]
9 В уши мои [сказал] Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые - без жителей;
10 десять участков в винограднике дадут один бат, и хомер посеянного зерна едва принесет ефу.
Комментарий:
В последние времена в Израиле один за другим будут следовать неурожайные годы, так что ожидающие урожая будут разочарованы полученными сборами. Урожай десяти участков будет составлять 52,5 литра, что составляет один бат, а 525 кг (хомер) посеянного зерна едва принесут 52,5 кг (ефа). Бат является мерой измерения жидкостей, а хомер и ефа мерой измерения сыпучих тел.
11 Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином;
12 и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют.
Комментарий:
Надо полагать, сикером в древние времена называли алкогольный напиток, который в настоящее время называется водкой.
Сегодня, как и во времена пророка Исаии, редкое празднество обходится без выпивки и музыки. Люди настолько привязались к праздному образу жизни, что при малейшей возможности стараются посвятить время своего досуга скорее шумному застолью, чем чтению Священного Писания, размышлениям о сказанном в нем и молитве, а об исполнении Божьих заповедей и говорить не приходится.
13 За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою.
Комментарий:
Антиримское восстание 66-73 (Иудейская война) закончилось взятием и разрушением Иерусалима. После восстания Бар-Кохбы (132-135) евреям было запрещено проживание в Палестине, хотя полностью этот запрет никогда не соблюдался. Лишь 29 ноября 1947 года в соответствии с решением Генеральной Ассамблеи ООН было провозглашено государство Израиль.
Разумеется, что при выселении еврейского народа, его вельможам приходилось голодать, а богачам, чье богатство измерялось плодоносными угодьями, испытывать жажду, поскольку они не могли уже собирать со своей земли урожаев.
Впрочем, поскольку пророчество Исаии относится к последним временам, то все случившееся почти две тысячи лет назад, еще повторится в ближайшем будущем, когда воцарится антихрист. Когда он появится евреи примут его, потому что так сказал Господь наш Иисус Христос: "Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете."[Ин.5:43] Однако ж, антихрист поступит с ними не так, как они того ожидали, и многих уведет в плен: "Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: "тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой?'"[Ис.14:16-17]. Во время его царствования даже чиновники государства Израиль, существующего в настоящее время, будут голодать, и богачи будут томиться жаждою.
14 За то преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет [туда] слава их и богатство их, и шум их и [всё], что веселит их.
15 И преклонится человек, и смирится муж, и глаза гордых поникнут;
16 а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде.
Комментарий:
В 16 стихе говорится о Судном Дне. И лучшим пояснением к данному месту будут слова самого пророка Исаии, которые мы читали во второй главе: «Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день.] Ибо [грядет] день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, - и оно будет унижено…» [Ис.2:11-12]
17 И будут пастись овцы по своей воле, и чужие будут питаться оставленными жирными пажитями богатых.
Комментарий:
После Суда Сына Божьего никто уже не будет угнетать избранный народ, но будут они жить, следуя своей воле.
Если человек не хочет служить Богу, он не может быть свободным, поскольку связан узами греха. Господь наш Иисус Христос говорил: «если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными.» [Ин.8:31-32] Евреи не поняли тогда Его слов ответив: « … мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?» [Ин.8:33] На что Он им ответил: « истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.» [Ин.8:34]
На самом деле ни какой человек не может считаться абсолютно свободным. Все люди связаны друг с другом посредством долгов и обязанностей. Так, например, обязанностью родителей является помимо всего прочего дать детям благочестивое воспитание, а их долгом опекать родителей в старости. Если один человек обидит другого словом или сделает что-то против ближнего своего, этим он становится должным перед обиженным. Если должник не желает вернуть долг, Бог возместит потерю нуждающемуся в свое время, а обидчик все равно не освобождается от уплаты долга. Рано или поздно ему придется платить по счетам.
Часто, попадая в неприятные ситуации, люди недоумевают почему так с ними происходит и винят в своих несчастьях Бога. Конечно же, подобные ситуации не происходят без воли Бога, однако ж их причиной являются долги, которые этими людьми не были уплачены вовремя.
На востоке есть такая поговорка: «Поспешность нужна при пожаре, болезни и уплате долгов». Многим людям известен вариант этой поговорки в несколько ином, бессмысленном виде. Смысл же приведенной поговорки в том, что если не потушить возникший пожар вовремя, можно потерять все имущество; если нерадеть о выздоровлении, болезнь может приобрести угрожающие для жизни формы, и можно потерять саму жизнь; и, наконец, человек, который оставляет этот мир, не оплатив своих долгов, попадает в ад.
Люди, которые не желают следовать законам Бога, попадая во власть страстей, не могут довольствоваться тем, что им определено провидением, и вполне достаточно для спокойной жизни. Поэтому они все время стараются присвоить себе чужую собственность, желают ложью добиться преуспевания в этом мире, не пренебрегают даже убийством ради достижения желаемого и т.д. Все эти усилия человека становятся причинами появления неоплаченных долгов. Священное Писание учит о том, что грешники после смерти попадут в ад, разумеется из-за неоплаченных долгов.
Лучше жить праведно в достатке и после смерти этого тела отправиться в рай, где дожидаться Суда Божьего, а после него вселиться в Его Царство, которое реально будет на земле, когда Господь наш Иисус Христос будет править со Своими святыми тысячу лет (как сказано в книге Откровения). Кто же не желает исполнять Божьи заповеди, пусть не говорит о том, что не знал о том, куда будет помещен после смерти тела, ибо даже те, кто не читает Писания, слышали об аде и муках, которыми мучаются там.
В 17 стихе сказано также и о «чужих». Это другие народы, не имеющие отношения к еврейской национальности, которые привлеклись проповедью Господа нашего Иисуса Христа и соблюли Его заповеди. После Судного дня они также будут селиться в окрестностях Иерусалима и в Израиле, и наслаждаться теми благами, которые Господь Бог подаст избранному народу, ибо сказано: «будут питаться оставленными жирными пажитями богатых»
18 Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности, и грех - как бы ремнями колесничными;
Комментарий:
Господь наш Иисус Христос говорил: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;» [Мф.11:29].
Душа является частичкой Бога, и вечно связана с Ним любовными отношениями. Когда попадает в этот мир, она оказывается под влиянием иллюзий, свойственных этому миру, а имеющиеся знания утрачивает. Живя в вещественном мире, очень часто душа оказывается во власти иллюзий. Она начинает ошибочно полагать, что может сделать свою жизнь более комфортной, если направит свои усилия на достижения материального процветания. Однако никакие улучшения благосостояния не могут заполнить пустоты в сердце, которая образовалась там в виду отсутствия любви. «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.» [1 Ин.4:8] Бог есть все. Весь этот мир является только частью Бога. Поэтому даже самый могущественный, богатый, славный, и ученый человек, не имея в сердце любви к Богу, никогда не ощутит покоя в своем сердце.
Любовь к Богу есть самое большее из богатств, самое совершеннейшее из знаний, самая могущественная сила и самый верный источник славы, кто понял это в сердце своем и смирился, подобно Господу нашему Иисусу Христу перед волей Бога, тот станет по настоящему свободным. Он будет доволен тем, что ему дано, а потому не станет суетиться ради достижения временных материальных благ, и как следствие не допустит попутно никаких ошибок – не совершит грехов.
Кто не желает жить с Богом и надеется на обретение счастья путем обирания ближних, тот оказывается, в конце концов, в такой власти бесов, повелителей страстей, что теряют свою волю и как одержимые исполняют их волю. В повседневной суете они теряют всякий рассудок, и в безумстве своем бросают вызов Богу, полагая, что Он оставит их без ответа:
19 которые говорят: "пусть Он поспешит и ускорит дело Свое, чтобы мы видели, и пусть приблизится и придет в исполнение совет Святаго Израилева, чтобы мы узнали!"
Комментарий:
На что они надеятся?
По собственной глупости они сравнивают терпение Бога со своим, но не знают, что « … что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день.» [2 Пет.3:8].
Если человек способен терпеть долгие годы, то Господь ли не совершеннее Своего творения?
Бог потерпит Свои семь дней, а в нашем мире минет семь тысяч лет и настанет время Его Суда.
Итак, кто из грешников сможет оправдаться перед Ним, кто Он даст им Свой ответ?
20 Горе тем, которые зло называют добром, и добро - злом, тьму почитают светом, и свет - тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое - горьким!
Комментарий:
Многие люди пренебрегают сегодня праведной жизнью, полагая, что она является источником несчастий, и встают на неправедный путь, надеясь обрести благополучие. Рассуждая, таким образом, они добро называют злом, а зло – добром, что не есть истина. Истина, в отличие от лжи, существует вечно. Кто живет, согласуясь с истиной, может не опасаться того, что если однажды внешние условия изменятся, он потеряет все.
Избирающий путь добра, подобен человеку, построившему свой дом на каменной основе, а избирающий путь зла, человеку, построившему свой дом на песке. Нет ничего постоянного в этом мире, поэтому привычные условия жизни все время изменяются. Жизнь человека подобна зебре, он постоянно оказывается то в белой полосе, то в черной. Эти изменения подобны стихиям, которые в равной степени обрушиваются как на дом, поставленный на каменной основе, так и на тот, который стоит на песке. Однако из них устоит лишь один. Подуют ветры, пойдут дожди, поднимутся воды, каменное основание устоит, а песочное смоет.
Ложь, в каком бы своем проявлении она ни была усвоена человеком, не может служить ему опорой вечно. Однажды обязательно создастся такая ситуация, когда придется применить на практике полученные знания. И если эти знания были ложными, человека ожидает крах всех связанных с ними надежд.
Если человеку не откуда узнать об истине, тогда будет разумнее проверять любые, предлагающиеся ему мнения на практике. Когда вам говорят на белое, что это черное, пользуясь покровом ночи, не следует это сразу же принимать на веру, разумнее дождаться дня, и на собственном опыте убедиться в том, что это так. Если вопрос касается Библии, тогда и мнения людей по этому поводу, нужно проверять обращаясь к ней и к тем людям, которые являются истинными последователями Господа нашего Иисуса Христа, которые не на словах, а на деле следуют Его заповедям.
Кто же беспечно доверяет мошенникам, когда приходит момент истины, оказывается в стыде.
21 Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!
Комментарий:
Мало уметь красиво говорить и много знать. Этого недостаточно для того, чтобы делать правильные выводы. Ибо всякое знание проверяется на практике: «Человек ученый знает много, и многоопытный выскажет знание. Кто не имел опытов, тот мало знает; а кто странствовал, тот умножил знание.» [Сир.34:9-10].
В настоящее время печатается множество самой разнообразной литературы, в которой подчас излагаются неподтвержденные теории. Учения сектантов относятся к категории подобных знаний. Кто принимает их на веру, только умножает свое невежество, при этом полагая себя мудрым и разумным. Сектанты очень любят показать себя умными, и их аргументы достигают своей цели, когда обращены к невежественным, неосновательным людям. Однако придет время, и все знания сектантов окажутся негодными для спасения. О них в Своем малом апокалипсисе говорил Господь Иисус Христос: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.» [Мф.7:22-23] Впрочем, не из одних сектантов состоит та часть человечества, которая мнит себя мудрыми и разумными. К ней относятся самые разнообразные сообщества, которые, например, называют себя партиями. Была в России одна такая партия коммунистов. Много обещали ее руководители народу, а время показало всю ложность этих посулов. Итак, кто почитает себя мудрым, отчего не утруждает себя поисками истины, пусть будет готов к будущим несчастьям, которые его непременно постигнут.
22 Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток,
Комментарий:
Хмель затмевает разум человека, злоупотребляющего алкогольными напитками, и он, возомнив себя героем, совершает всевозможные непотребные деяния. Вино и крепкие напитки затмевают разум человека, отчего притупляются его понятия о нравственности. Таким образом, действия, совершенные в подобном состоянии, не верно считать проявлением храбрости. На самом деле они являются проявлением дикости.
Употребление крепких напитков сегодня считается необходимым атрибутом людей преуспевающих. Ни одно сколько-нибудь важное застолье не обходится без спиртных напитков. Регулярное их употребление лишает человека разума, и он опускается на самое дно жизни. Те же кто сохраняет способность контролировать свои действия, тот все равно оказывается во власти страстей:
23 которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного!
Комментарий:
Лишенные разума, они не ведают о том, что будут держать ответ за содеянное не только перед Богом во время Суда Его, но уже при жизни своей познают многие несчастья:
24 За то, как огонь съедает солому, и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах; потому что они отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святаго Израилева.
Комментарий:
Поскольку видение пророка Исаии относится непосредственно к еврейскому народу, то все рассмотренные выше обвинения обращены в их адрес.
Долгое время еврейский народ гневил Бога своими деяниями. Он же все их терпеливо сносил. Много раз Он пытался образумить их, посылая к ним Своих пророков, которых они либо не слушали, либо и вовсе убивали. Тогда Он послал к ним Своего Сына, который здесь называется «Святым Израилевым», но они и Его не слушали, и убили. За то Господь отвернулся от них, лишив их Своей опеки, отчего потерял еврейский народ силу, и как прах был разнесен по четырем сторонам света. Господь предвидел такое поведение еврейского народа, и поэтому еще устами пророка Моисея изрек такое слово: «если вы не послушаете гласа Моего, то это великое и многое множество [народа] обратится в малое среди народов, между которыми Я рассею их.» [Вар.2:29]
25 За то возгорится гнев Господа на народ Его, и прострет Он руку Свою на него и поразит его, так что содрогнутся горы, и трупы их будут как помет на улицах. И при всем этом гнев Его не отвратится, и рука Его еще будет простерта.
Комментарий:
Это обещание Господь не раз исполнял над еврейским народом. Наказывал Он их Вавилонским игом, а потом и Римским, но не послушались. Теперь грядет еще иго антихриста, и пока не познают иго его, не будут свободны от Божьего гнева: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете.» [Ин.5:43]
26 И поднимет знамя народам дальним, и даст знак живущему на краю земли, - и вот, он легко и скоро придет;
27 не будет у него ни усталого, ни изнемогающего; ни один не задремлет и не заснет, и не снимется пояс с чресл его, и не разорвется ремень у обуви его;
28 стрелы его заострены, и все луки его натянуты; копыта коней его подобны кремню, и колеса его - как вихрь;
29 рев его - как рев львицы; он рыкает подобно скимнам, и заревет, и схватит добычу и унесет, и никто не отнимет.
Комментарий:
Здесь как раз сказано об антихристе, пред которым согласно книге Откровения апостола Иоанна Богослова: «И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем.» [Откр.13:7] Войско антихриста будет состоять из народов, живущих в далеких от Израиля странах, оно придет и разорит Иерусалим, и многие из евреев будут отведены в плен: «и схватит добычу и унесет, и никто не отнимет». То что именно антихрист станет орудием гнева Господа следует из пророчества Исаии: «О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его - Мое негодование! Я пошлю его против народа нечестивого и против народа гнева Моего, дам ему повеление ограбить грабежом и добыть добычу и попирать его, как грязь на улицах.» [Ис.10:5-6]
30 И заревет на него в тот день как бы рев [разъяренного] моря; и взглянет он на землю, и вот - тьма, горе, и свет померк в облаках.
Комментарий:
Однако антихрист не подумает о том, что Бог покорил ему народы, за их беззакония, но сочтет эти победы результатом своего гения, потому совершит множество непотребных деяний, которыми прогневит Бога: «Но он не так подумает и не так помыслит сердце его; у него будет на сердце - разорить и истребить немало народов. Ибо он скажет: "не все ли цари князья мои?» [Ис.10:7-8] Но успех его будет продолжаться сорок два месяца, а потом придет князь Михаил, Сын Божий, и поразит его духом, исходящим из его уст: «Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого.» [Ис.11:4]