Назад

 Краткое замечание.

(источник: «Православный Календарь 2003» Изд. Минск СВЯТО-ПЕТРО-ПАВЛОВСКИЙ-СОБОР 2002)

 Предполагается, что изображаемое в псалме восстание на Давида происходило во время его войны с соединенными силами сирийцев и аммонитян. Главное же содержание псалма посвящено раскрытию того обетования, которое было дано Богом Давиду через пророка Нафана о его Потомке, царство Которого будет вечным. Из этого можно сделать вывод, что этот псалом был написан после перенесения Кивота на Сион, по поводу данного Давиду обетования о Потомке во время войны с сиро-аммонитянами.

            В первой части псалма (1-9) Давид выражает недоумение и сожаление, что цари земли восстали против Бога и Его помазанника, когда такое восстание по самому своему существу не может кончиться удачей, как восстание слабого на сильного (1-5). Власть помазанника останется непоколебимой, так как он получил от Бога обетование не только быть царем над Сионом, но и над всем миром (6-9). Поэтому благоразумнее сделали бы цари, если бы вместо борьбы с Богом и Его сыном подчинились Ему, чтобы не навлечь на себя совершенной погибели от Господа (10-12).

            В прообразовательном смысле этот псалом «предрекает страдание по человечеству и царство Господа Иисуса Христа, а также предвещает призвание язычников и оплакивает неверие иудеев», - пишет блаженный Феодорит.

 Псалом 2  

Современное написание

Ранее написание

1              Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?

2              Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.

3              "Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их".

4              Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им.

5              Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение:

6              "Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею;

7              возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;

8              проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;

9              Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника'.

10          Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!

11          Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом.

12          Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути [вашем], ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.

1              Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным?

2              Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его

3              Расторгнем узы их и отвергнем от нас иго их.

4              Живый на Небесех посмеется им, и Господь поругается им.

5              Тогда возглаголет к ним гневом Своим и яростию своею сметет я

6              Аз же поставлен есмь Царь от Него над Сионом, горою святою Его,

7              возвещаяй повеление Господне. Господь рече ко мне Сын Мой еси Ты, Аз днесь родил Тя.

8              Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли.

9              Упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я.

10          И ныне, царие, разумейте, накажитеся вси судящие земли.

11          Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом.

12          Приимите наказание, да не когда прогневается Господь и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость Его. Блажени вси надеющиеся Нань.

             Прежде чем приступать к толкованию второго псалма хочу заметить, что автор, комментария к нему (см.выше), исходил из той концепции, что царь Давид говорил от себя, а никак будучи вдохновлен Духом Святым. Между тем внимательное изучение этого псалма склоняет к тому, что он относится к числу пророческих текстов.

            Возможно, читателя интересует вопрос, зачем я предлагаю два варианта написания псалмов: современный и ранний. Сделал я это с целью, чтобы обратить внимание читателя на возможные искажения перевода, присутствующие в современной текстовой интерпретации.

 

Толкование:

             1          Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?

2          Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника (Христа) Его.

3          "Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их".

            С первых строк современной версии псалма можно заметить как слово «Христос» подменяется на слово «Помазанник». С одной стороны вроде бы ничего страшного. Ведь слово «Христос» с греческого как раз и обозначает «Помазанник». Однако ж, если помазанником Божьим, в смысле священного помазания, можно называть царей, священников и пророков, то Христом Божьим можно назвать только Сына Божьего. Именно так назвал Его апостол Петр, отвечая на Его вопрос: «а вы за кого почитаете Меня? Отвечал Петр: за Христа Божия.» [Лк.9:20].

Возможно, кто-то не согласится со мной. Ведь история не имеет свидетельства о том, что против Сына Божьего восставали все племена и народы. А Святое Евангелие свидетельствует о том, что вина за убийство Господа нашего Иисуса Христа лежит сугубо на еврейском народе.

Если подобный прецедент еще не имел места в истории, это не значит, что он никогда не состоится. Напротив, в его пользу свидетельствует псалом 109, в котором говорится о том, что Сыну Божьему еще предстоит родиться из чрева [Пс.109:3], чтобы в свое время воцариться, о чем говорит псалмопевец: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня…» [Пс.109:1]. Царь-пророк Давид за несколько тысяч лет наперед пророчествовал о том, что когда воцарится его Потомок, против Него восстанут все народы земли: «Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника (Христа) Его. Но по слову царя Давида, вдохновленного Духом Святым, усилия этих народов не увенчаются успехом, ибо Господь Бог сказал: «положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» [Пс.109:1]. Собственно говоря, именно такой исход народного смятения описывается и в этом псалме:

     4          Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им.

 Здесь следует обратить внимание на то, в 4-ом стихе под «Живущим на небесах» имеется в виду Господь Бог, а под «Господом» - Сын Божий, Который есть - «'Царь царей и Господь господствующих'» [Откр.19:16]. Так вот, в этом стихе описаны действия, которые производят оба лица Святой Троицы. Здесь сказано, что Господь Бог – посмеется, а Господь, который Сын и Помазанник, «поругается им», то есть накажет эти народы. Поэтому слова:

 5          Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение:

 исходят не от Господа Бога, какой вывод можно сделать из современного перевода, а от Его, воцарившегося на земле Сына. Об этом также свидетельствует и пророк Ездра, который говорит, что Сын Божий, Он же последний Православный Царь, будет вести брань с народами, не прибегая к силе оружия, а посредством слова (см. выше «скажет им во гневе Своем»), которое будет говорить к ним: «Я смотрел, и вот, вышел крепкий муж с воинством небесным, и куда он ни обращал лице свое, чтобы взглянуть, все трепетало, что виднелось под ним; и куда ни выходил голос из уст его, загорались все, которые слышали голос его, подобно тому, как тает воск, когда почувствует огонь» [3 Езд.13:3-4].

 Уж не знаю, намеренно ли или случайно в современной интерпретации шестой стих 2-го псалма представляется от лица Господа Бога (см.в таблице 6 стих): «"Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею;». Хочется верить в то, что ошибка здесь была допущена не из злого умысла, а по причине человеческой природы, которой свойственно ошибаться. А между тем, смысл слов более раннего источника указывает на то, что они произносятся от лица Сына Божьего:

 6                    «Аз же поставлен есмь Царь от Него над Сионом, горою святою Его».

            Эти слова просто невозможно перевести иначе, чем: «Я поставлен Царем от Него (Господа Бога) над Сионом, горою святою Его (Господа Бога)».

Если только допустить, что здесь идет речь о некоем другом царе, который поставлен от Господа нашего Иисуса Христа (а не от Бога-Отца), то выйдет что Сион – гора Бога-Сына, а не Бога-Отца, что таковым не является. А это значит, что наше понимание древнего источника предпочтительнее современного.

Теперь продолжим наш анализ стихов 2-го псалма. Итак, я сделал заявление, что слова 6-го стиха принадлежат Сыну Божьему. И это не противоречит тому, о чем речь идет дальше:

 7          возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;

 Из слов «Господь сказал мне: Ты Сын Мой» следует один вывод – слова эти принадлежат Сыну Божьему.

Теперь обратимся к истории 2000-летней давности. Тогда был такой момент, когда евреи хотели сделать Господа нашего Иисуса Христа царем, но Он уклонился: «Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один.» [Ин.6:15].

Зачем Он это сделал?

Несколько позже, этого события, отвечая на вопрос Пилата, Он Сам дал ответ на этот вопрос: «Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.» [Ин.18:36].

То, что Господь наш Иисус Христос уклонился от того, чтобы народ сделал Его царем, можно объяснить тем, что воля людей еще не воля Господа Бога, исполнению которой Он и учил их. Отказавшись от возможности стать «народным избранником», Господь наш Иисус Христос только очередной раз показал пример добровольного следования Божьей воле. И Господь Бог сказал некогда Ему:

 8          проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;

 Но тогда 2 тысячи лет назад это обетование Господа Бога не сбылось. По свидетельству Святого Евангелия Господь наш Иисус Христос был распят на кресте. Однако по слову пророка Даниила именно распятие стало тем самым помазанием Святого святых на царство: «Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых.» [Дан.9:24]. Именно тогда, когда евреи распяли Господа нашего Иисуса Христа, исполнились сроки, выраженные в седминах, о которых говорил пророк Даниил.

Но если Сын Божий, будучи помазан, так и не вступил в права владения Божьим обетованием, то когда же это время должно наступить?

Читаем дальше. Что говорит Господь Бог:

 9          Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника'.

 Выражение «жезлом железным» в Священном Писании встречается именно в пророчествах касающихся правления последнего Православного Царя, Который выйдет из лона Православной Церкви: «И родила она (жена - Церковь Христова) младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его.» [Откр.12:5] и «И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует… Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя»[Откр.19:11-15]. О том, как будет судить народы Сын Божий, некогда пророчествовал и пророк Исаия, говоря от лица Господа Бога: «Я воздвиг его от севера, и он придет; от восхода солнца будет призывать имя Мое и попирать владык, как грязь, и топтать, как горшечник глину.» [Ис.41:25]. Вот как поступит Сын Божий с народами, которые против Богпа и Его Христа (Помазанника).

Итак, коль ясна вся тщетность того, что замышляют против Господа Бога и Его Сына народы, то царь Давид призывает их соблюсти благоразумие:

 10        Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!

11        Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом.

 Лучшим для всех народов будет лишь один выход – покориться власти Сына Божьего и исполнить Его требования, которые некогда Он излагал в форме проповеди: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.» [Ин.15:10].

И снова я предлагаю сравнить два имеющихся у нас варианта написания последнего стиха 2-го псалма:  

Современное написание

Раннее написание

12        Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути [вашем], ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.

 

12        Приимите наказание, да не когда прогневается Господь и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость Его. Блажени вси надеющиеся Нань.

 

 Современная версия больше похожа на вразумление народов, что нисколько не противоречит тому, что говорилось выше. И все же смысл раннего написания более категоричен и звучит как пророчество, угрожающее за совершение беззаконий смертью.

Если слова современной версии как бы рекомендуют почтить Сына (см. «гнев, Его возгорится вскоре»), то слова ранней версии дают ясно понять, что если некто не пожелает исполнить Божьи заповеди, а будет поступать беззаконно, тому придется принять наказание - погибель от пути Праведнаго - Сына Божьего, - когда возгорится на них ярость Его. А вот надеющиеся на Сына, который есть Христос Божий - сподобятся блаженства.

  написать письмо автору: Михаил

Назад

Rambler's Top100

Hosted by uCoz