Краткое замечание.
(источник:
«Православный Календарь 2003» Изд. Минск
СВЯТО-ПЕТРО-ПАВЛОВСКИЙ-СОБОР 2002)
В первой части псалма (1-9) Давид выражает недоумение и сожаление, что цари земли восстали против Бога и Его помазанника, когда такое восстание по самому своему существу не может кончиться удачей, как восстание слабого на сильного (1-5). Власть помазанника останется непоколебимой, так как он получил от Бога обетование не только быть царем над Сионом, но и над всем миром (6-9). Поэтому благоразумнее сделали бы цари, если бы вместо борьбы с Богом и Его сыном подчинились Ему, чтобы не навлечь на себя совершенной погибели от Господа (10-12).
В прообразовательном смысле этот псалом «предрекает страдание по человечеству и царство Господа Иисуса Христа, а также предвещает призвание язычников и оплакивает неверие иудеев», - пишет блаженный Феодорит.
Современное написание |
Ранее написание |
1 Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? 2 Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его. 3 "Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их". 4 Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им. 5 Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение: 6 "Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; 7 возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; 8 проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; 9 Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника'. 10 Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли! 11 Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом. 12 Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути [вашем], ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него. |
1 Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? 2 Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его 3 Расторгнем узы их и отвергнем от нас иго их. 4 Живый на Небесех посмеется им, и Господь поругается им. 5 Тогда возглаголет к ним гневом Своим и яростию своею сметет я 6 Аз же поставлен есмь Царь от Него над Сионом, горою святою Его, 7 возвещаяй повеление Господне. Господь рече ко мне Сын Мой еси Ты, Аз днесь родил Тя. 8 Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли. 9 Упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я. 10 И ныне, царие, разумейте, накажитеся вси судящие земли. 11 Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. 12 Приимите наказание, да не когда прогневается Господь и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость Его. Блажени вси надеющиеся Нань. |
Возможно, читателя интересует вопрос, зачем я предлагаю два варианта написания псалмов: современный и ранний. Сделал я это с целью, чтобы обратить внимание читателя на возможные искажения перевода, присутствующие в современной текстовой интерпретации.
Толкование:
2
Восстают цари земли, и князья
совещаются вместе против Господа и против
Помазанника (Христа)
Его.
3
"Расторгнем узы их, и свергнем с себя
оковы их".
Возможно, кто-то не согласится со мной. Ведь история не имеет свидетельства о том, что против Сына Божьего восставали все племена и народы. А Святое Евангелие свидетельствует о том, что вина за убийство Господа нашего Иисуса Христа лежит сугубо на еврейском народе.
Если подобный прецедент еще не имел места в истории, это не значит, что он никогда не состоится. Напротив, в его пользу свидетельствует псалом 109, в котором говорится о том, что Сыну Божьему еще предстоит родиться из чрева [Пс.109:3], чтобы в свое время воцариться, о чем говорит псалмопевец: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня…» [Пс.109:1]. Царь-пророк Давид за несколько тысяч лет наперед пророчествовал о том, что когда воцарится его Потомок, против Него восстанут все народы земли: «Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника (Христа) Его. Но по слову царя Давида, вдохновленного Духом Святым, усилия этих народов не увенчаются успехом, ибо Господь Бог сказал: «положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» [Пс.109:1]. Собственно говоря, именно такой исход народного смятения описывается и в этом псалме:
Если только допустить, что здесь идет речь о некоем другом царе, который поставлен от Господа нашего Иисуса Христа (а не от Бога-Отца), то выйдет что Сион – гора Бога-Сына, а не Бога-Отца, что таковым не является. А это значит, что наше понимание древнего источника предпочтительнее современного.
Теперь продолжим наш анализ стихов 2-го псалма. Итак, я сделал заявление, что слова 6-го стиха принадлежат Сыну Божьему. И это не противоречит тому, о чем речь идет дальше:
Теперь обратимся к истории 2000-летней давности. Тогда был такой момент, когда евреи хотели сделать Господа нашего Иисуса Христа царем, но Он уклонился: «Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один.» [Ин.6:15].
Зачем Он это сделал?
Несколько позже, этого события, отвечая на вопрос Пилата, Он Сам дал ответ на этот вопрос: «Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.» [Ин.18:36].
То, что Господь наш Иисус Христос уклонился от того, чтобы народ сделал Его царем, можно объяснить тем, что воля людей еще не воля Господа Бога, исполнению которой Он и учил их. Отказавшись от возможности стать «народным избранником», Господь наш Иисус Христос только очередной раз показал пример добровольного следования Божьей воле. И Господь Бог сказал некогда Ему:
Но если Сын Божий, будучи помазан, так и не вступил в права владения Божьим обетованием, то когда же это время должно наступить?
Читаем дальше. Что говорит Господь Бог:
Итак, коль ясна вся тщетность того, что замышляют против Господа Бога и Его Сына народы, то царь Давид призывает их соблюсти благоразумие:
11
Служите Господу со страхом и радуйтесь
с трепетом.
И снова я
предлагаю сравнить два имеющихся у нас
варианта написания последнего стиха 2-го
псалма:
Современное написание |
Раннее написание |
12
Почтите Сына, чтобы Он не
прогневался, и чтобы вам не погибнуть в
пути [вашем], ибо гнев Его возгорится
вскоре. Блаженны все, уповающие на Него. |
12
Приимите наказание, да не когда
прогневается Господь и погибнете от
пути праведнаго, егда возгорится вскоре
ярость Его. Блажени вси надеющиеся Нань. |
Если слова современной версии как бы рекомендуют почтить Сына (см. «гнев, Его возгорится вскоре»), то слова ранней версии дают ясно понять, что если некто не пожелает исполнить Божьи заповеди, а будет поступать беззаконно, тому придется принять наказание - погибель от пути Праведнаго - Сына Божьего, - когда возгорится на них ярость Его. А вот надеющиеся на Сына, который есть Христос Божий - сподобятся блаженства.