Видение о последних, предшествующих Суду Агнца, днях.
(см. ниже Ис.2:2)
Глава 2
1 Слово, которое было в видении к Исаии, сыну Амосову, о Иудее и Иерусалиме.
Комментарий:
Открывающееся нашему вниманию видение пророка Исаии, которое касается Иудеи и Иерусалима, относится не к последним временам (7 лет), из которых 42 месяца составит период правления антихриста, а к последним дням последнего времени.
Что же будет в последние дни?
Согласно свидетельствам всех библейских пророков, тогда состоится Суд Агнца над народами. Это событие сейчас больше известно людям как Армагеддон или Апокалипсис.
2 И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы.
Комментарий:
В последние дни народы земли соберутся у стен города Иерусалима. Кто-то придет вместе с полчищами антихриста, а кто-то окажется там следуя за князем Михаилом. В час Суда, ведомый одному Богу, князь Михаил, как сказано в видении пророка Ездры, изваяет себе без помощи рук гору и взлетит на нее, чтобы судить народы: «Видел я, и вот, он изваял себе большую гору и взлетел на нее.» [3 Езд.13:6]
Что это за гора, о которой говорил пророк Ездра?
Господь Сам объясняет пророку Ездре значение показного видения: «Он же станет на верху горы Сиона. И Сион придет и покажется всем приготовленный и устроенный, как ты видел гору, изваянную без рук.» [3 Езд.13:35-36] И Давид говорит о том, что Господь изваяет себе Сион и станет на нем: "И убоятся народы имени Господня, и все цари земные - славы Твоей. Ибо созиждет Господь Сион и явится во славе Своей;"[Пс.101:16-17] Думаю слова пророка Ездры и царя Давида вполне объясняют сказанное пророком Исаией: «гора дома Господня (т.е. Сион) будет поставлена во главу гор»
3 И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима.
4 И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.
Комментарий:
После Суда князь Михаил восстановит утраченные законы Бога, чтобы им следовали люди. Об этом также можно найти свидетельства пророка Исаии: «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине; не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова.» [Ис.42:1-4]
В то время сатана уже не сможет искушать народы, потому что будет скован на тысячу лет - время Царства Христова на земле: «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.» [Откр.20:6]. Во время царствия Христова на земле не будет войн, поэтому не будет нужды в оружии и в обучении искусству войны.
5 О, дом Иакова! Придите, и будем ходить во свете Господнем.
Комментарий:
Пророк Исаия сам достаточно хорошо раскрывает суть этого высказывания в одной из последующих глав своей книги пророчеств: «Восстань, светись, [Иерусалим], ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак - народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари - к восходящему над тобою сиянию». [Ис.60:1-3]
6 Но Ты отринул народ Твой, дом Иакова, потому что они многое переняли от востока: и чародеи [у них], как у Филистимлян, и с сынами чужих они в общении.
Комментарий:
Местом, откуда произошли все языческие верования и чародейства, является древний Вавилон, который относительно Израиля находится на северо-востоке. Еще до возникновения Израильского Царства, в древние времена в Вавилоне, было начато строительство одноименной башни, которое бросало вызов Богу. Построив эту башню, люди рассчитывали достигнуть небес, не утруждая себя благочестивой деятельностью. Позже именно там возникли первые языческие культы: культ поклонения Солнцу, Мардуку, которые позже распространились по всему миру.
7 И наполнилась земля его серебром и золотом, и нет числа сокровищам его; и наполнилась земля его конями, и нет числа колесницам его;
8 и наполнилась земля его идолами: они поклоняются делу рук своих, тому, что сделали персты их.
9 И преклонился человек, и унизился муж, - и Ты не простишь их.
Комментарий:
Умножение имущества человека, при отсутствии духовного воспитания, порождает у него ложное чувство гордости, которое иначе можно назвать как одно из проявлений прелести. По сути, все, что присутствует в этом мире – серебро и золото, кони и колесницы, идолы и т.д., не наделены вечным бытием. Любые сокровища однажды у человека появляются, некоторое время ему принадлежат, а когда-то покидают его. Поэтому надеяться на богатство, имущество и даже на человека, занятие неблагодарное. Хотя сокровища материального мира трудно поддаются измерению, человек не может черпать в них удовлетворение вечно, по разным причинам. Накопленное с невероятным трудом богатство может похищено ворами, утеряно, сгореть в пожаре, или человек не сможет им пользоваться по причине собственной кончины. Именно поэтому весь этот мир и все его сокровища называют иллюзией, которая едва бывает воспринята сознанием, как в следующее мгновение исчезает.
Привязанность к иллюзорным ценностям таит в себе огромную опасность. Иллюзорные сокровища, вызывают у привязанного к ним человека, ложные чувства такие например, как гордыня, тщеславие, самообольщение, высокомерие и т. д. Все эти и не упомянутые низшие качества, которые к сожалению все чаще и чаще мы можем наблюдать у окружающих нас людей, являются разными проявлениями самообольщения и прелести.
Кто может сказать какова цена жизни?
Если жизнь имеет цену, то почему до настоящего времени никто так и не сумел заплатив Богу прибавить к своему веку хотя бы мгновение?
Тот, кто посвящает свою жизнь добыче богатства, с тем, чтобы потратить его на чувственные удовольствия, по сути сам унижает себя, отдает ее за даром, потому что все сокровища мира, ничтожны в сравнении с ее ценою.
Истинное сокровище это истина. Приобретающий истинные знания, с их помощью может восстановить утраченное в результате любых бедствий сокровище. Кто совершает свою деятельность в истине, то есть поступает в согласии с заповедями Божьими, тот кроме всего прочего накапливает себе сокровища на небесах: "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,"[Мф.6:19-20]
Человек не может жить без веры. Она является для него своеобразным фундаментом жизни. Кто полагается на богатство, другое имущество или ложные знания, рано или поздно познает разочарование. А кто полагается на Бога, которого бытие вечно, не устыдится никогда. Этому учит все Писания. Об этом говорил и Господь наш Иисус Христос в притче о доме, построенном на песке, и том, который построен на камне.
Кто гордится своим богатством, имуществом и т.п. выгодами, тот, поклоняясь своим идолам (серебро и золото…), унизится и не найдет прощения: «истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;» [Мф.19:23]
10 Иди в скалу и сокройся в землю от страха Господа и от славы величия Его.
11 Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день.
12 Ибо [грядет] день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, - и оно будет унижено, -
Комментарий:
Если обладание чем-либо порождает у человека чувство гордыни, высокомерие, тщеславие и т.п. качества, это лучший показатель того, что он находится во власти прелести. Когда человек имеет много знаний, и гордится этим, это служит лучшим показателем скудости его ума. Абсолютное знание непостижимо человеком. Считать себя знающим человеком, значит не учитывать того, что они составляют лишь ничтожную часть всех знаний, то есть проявлять необъективность суждений. Тот, кто действительно умножает свои познания, прекращает совершать бессмысленные поступки, и осознает ответственность за каждое свое действие. Человек, который на самом деле обладает истинным знанием теряет всяких интерес к иллюзорным вещам, поскольку познал их истинную природу, отчего самим своим видом они внушают к себе уважение. Был такой древний царь, Соломон, который по всему миру прославился своей мудростью, ему принадлежат такие слова о процессе познания: "И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это - томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь."[Еккл.1:17-18]. Гордость является проявлением заблуждения, и она не свойственна человеку, которому ведомо истинное знание. Сейчас можно довольно часто видеть людей, которые очень желают показать насколько они умны. Кроме людей исповедующих материалистические мировоззрения, многие их них вливаются в ряды сектантов. Оба этих лагеря, на самом деле занимаются одним и тем же. Просто первые честно говорят о своем непонимании духовных вопросов, а вторые занимаются распространением ложных учений. Все они будучи глупы, тем не менее желают слыть среди себе подобных людьми учеными, однако о них так сказано в Писании: "Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум."[Притч.18:2]. Все они сейчас с упоением рассуждают о том, что одни они достойны спасения. Их проповедь представляет собой представление высокомерия. Некоторые из этих невежд внедрились в само тело Церкви Христовой. Надев священнические облачения, они упиваются властью, и смотрят на прихожан с высока, окидывая их высокомерными взглядами.
Все эти невежды могут сейчас беспрепятственно упиваться своими иллюзорными достоинствами, но когда настанет час Суда, никто из них не сможет даже подать голоса: "Как многие изумлялись, [смотря] на Тебя, - столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его - паче сынов человеческих! Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали."[Ис.52:15-14]. В тот день не помогут людям ни власть их, ни богатства, ни сила, ни слава, которую они приобрели распространяя ложные учения, ибо один Господь будет высок в тот день.
13 и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские,
14 и на все высокие горы, и на все возвышающиеся холмы,
15 и на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену,
16 и на все корабли Фарсисские, и на все вожделенные украшения их.
17 И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день,
18 и идолы совсем исчезнут.
19 И войдут [люди] в расселины скал и в пропасти земли от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю.
20 В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им,
21 чтобы войти в ущелья скал и в расселины гор от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю.
Комментарий:
Здесь буквально сказано то же самое, что и в книге Откровения апостола Иоанна Богослова: «И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» [Откр.6:15-17]
22 Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его, ибо что он значит?
Комментарий:
Нет ничего плохого в том, чтобы прислушиваться к тому, что говорят люди. Настоящее зло происходит тогда, когда словам людей придают слишком большое значение. Многие сегодня становятся жертвами лжеучителей и лже пастырей, которые, пользуясь своим авторитетом, насаждают в сознаниях людей ереси. Невежественные люди, нежелающие приложить сколько-нибудь серьезные усилия в направлении умножения познаний в области изучения Священного Писания и исполнении Божьих заповедей, легкомысленно доверяются авторитетам: "Начало мудрости - страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление."[Притч.1:7] Но как не смотри, человек, даже святой, все же остается человеком, и у него остается склонность к совершению ошибок, которые он может исправить, если Бог дает ему долгую жизнь, в противном же случае работу над ошибками придется проводить последователям. Человек тщеславный желая возвысить себя умоляет чужие знания выдвигая свои собственные теории, которые рождаются в его порабощенном гордыне уме. Так ведут себя сектанты. Тот же кто не ищет славы себе, но ищет славы Богу, которого любит всем сердцем своим, тот ниспровергает ложные мнения, опираясь на Слово Божие - Библию, прославляя тем самым Его премудрость. Но такой человек, несмотря на насмешки невежд, не останется в бесчестии. Господь в свое время прославит его: "Праведник, умирая, осудит живых нечестивых, и скоро достигшая совершенства юность - долголетнюю старость неправедного;ибо они увидят кончину мудрого и не поймут, что Господь определил о нем и для чего поставил его в безопасность; они увидят и уничтожат его, но Господь посмеется им; и после сего будут они бесчестным трупом и позором между умершими навек, ибо Он повергнет их ниц безгласными и сдвинет их с оснований, и они вконец запустеют и будут в скорби, и память их погибнет; в сознании грехов своих они предстанут со страхом, и беззакония их осудят их в лице их. Тогда праведник с великим дерзновением станет пред лицем тех, которые оскорбляли его и презирали подвиги его; они же, увидев, смутятся великим страхом и изумятся неожиданности спасения его и, раскаиваясь и воздыхая от стеснения духа, будут говорить сами в себе: "это тот самый, который был у нас некогда в посмеянии и притчею поругания. Безумные, мы почитали жизнь его сумасшествием и кончину его бесчестною!Как же он причислен к сынам Божиим, и жребий его - со святыми?Итак, мы заблудились от пути истины, и свет правды не светил нам, и солнце не озаряло нас. Мы преисполнились делами беззакония и погибели и ходили по непроходимым пустыням, а пути Господня не познали. Какую пользу принесло нам высокомерие, и что доставило нам богатство с тщеславием?Все это прошло как тень и как молва быстротечная. Как после прохождения корабля, идущего по волнующейся воде, невозможно найти следа, ни стези дна его в волнах; или как от птицы, пролетающей по воздуху, никакого не остается знака ее пути, но легкий воздух, ударяемый крыльями и рассекаемый быстротою движения, пройден движущимися крыльями, и после того не осталось никакого знака прохождения по нему; или как от стрелы, пущенной в цель, разделенный воздух тотчас опять сходится, так что нельзя узнать, где прошла она; так и мы родились и умерли, и не могли показать никакого знака добродетели, но истощились в беззаконии нашем". Ибо надежда нечестивого исчезает, как прах, уносимый ветром, и как тонкий иней, разносимый бурею, и как дым, рассеиваемый ветром, и проходит, как память об однодневном госте. А праведники живут вовеки; награда их - в Господе, и попечение о них - у Вышнего. Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа, ибо Он покроет их десницею и защитит их мышцею."[Прем.4:16 - 5:16]
Итак, кто надеется на мнения человеческие, их богатство, силу, власть окажется в стыде потому что надеялся на плоть, которая подвержена тлению. А кто надеется на Господа Бога, не утратит своего достоинства.