Первая Глава
1 Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав [оное] через Ангела Своего рабу Своему Иоанну,
2 который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел.
От сотворения мира прошло уже несколько тысяч лет. Сколько разных событий с того времени произошло. Если бы человек мог понять суть причинно-следственной связи, соединяющей все, происходившие когда-то в прошлом события, он мог бы предвидеть, что должно случиться в будущем.
Но есть ли такой человек?
Нет. Более того, во всем творении нет живого существа, обладающего таким разумом, чтобы постичь связь глобальных событий. Никто кроме Господа Бога не может предсказать того, что ожидает нас в будущем. Только Он один может открыть людям, чему надлежит случиться в будущие времена.
В настоящее время многие люди говорят о том, что приметы, упоминаемые Господом нашим Иисусом Христом, уже не один раз исполнялись в подлунном мире. Это действительно так. Однако никто не обратил внимание, что Сам Спаситель, давал понять что когда указанные приметы выстроятся в определенной последовательности, тогда только можно будет судить о приближении последнего времени. Обратите внимание на сравнение, которое употребил Господь наш Иисус Христос, говоря о приметах, которые совершатся перед Его вторым пришествием: «От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях» [Мф.24:32-33]. Здесь не вооруженным взглядом можно заметить последовательность:
1. когда ветви ее (смоковницы) становятся уже мягки;
2. пускают листья
3. близко лето
Исполнение примет, описанных в книге Откровения, уже много раз имело в прошлом, но никогда прежде, они не происходили в указанной последовательности, именно поэтому «конец света» так и не наступил ни в 666 году, ни в 1666 году, ни в 1999 году... Люди ошибались потому, что не обращали особенного внимания, на указанную в книге Откровения последовательность событий.
3 Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко.
Много ли нужно знать, чтобы прочитать слова книги Откровения, апостола Иоанна Богослова?
Подобную задачу по силам выполнить любому грамотному человеку.
Однако не всякий читающий эту книгу способен понять, о чем в ней сказано. В этом стихе говорится не о всяком читающем, а о том, которому будет дано свыше понять сокровенное. До сего дня никто не смог сделать этого.
Некоторые из христиан пытались понять смысл пророчеств книги Откровения. Но большинство известных до настоящего времени этих толкований, представляют собой лишь человеческие мнения, которые требуют обязательной проверки посредством обращения к другим пророчествам записанным в Священном Писании.
Имеет ли смысл прибегать к свидетельству Священному Писанию?
Такое исследование нужно проводить обязательно.
Почему?
Да потому, что почти каждый из библейских пророков говорит последнем времени и Страшном Суде. Сказанное пророками Исайей, Захарией, Малахией, Ездрой, Даниилом, Михеем, царем Давидом, другими ветхозаветными пророками, Самим Спасителем и апостолом Иоанном Богословом различается ровно настолько насколько различаются показания нескольких очевидцев, ставших свидетелями некоего события. Всем упоминаемым лицам была показана одна и та же картина, впрочем с разных позиций. Так что ключ к пониманию пророчеств древних пророков содержится в самой Библии.
Святые, пытавшиеся понять смысл книги Откровения, не смогли понять больше того, что им дозволил Господь Бог. Все дело в том, что только Бог решает когда следует открыть человеку Свои тайны, ибо «…никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» [2 Пет.1:21].
Не сам по себе человек достигает понимания Священного Писания. То понимание человеку дается как дар от Бога, через посредничество Святого Духа. Иного пути к пониманию книги Откровения и пророчеств Библии в целом, не существует.
Некоторые исследователи книги Откровения пытались истолковать ее пророчества, полагаясь только на человеческий ум. Но такое упорство не угодно Богу, поэтому такие труды полны ошибочных толкований. Например, Лев Тихомиров пытался привязать эти пророчества ко всему периоду существования христианства. В посланиях семи церквам, он видел указание на семь эпох существования Церкви Христовой. Но согласно свидетельству Священного Писания, книга Откровения описывает события, которые будут происходить в последнее время, имеющее продолжительность в семь лет: «И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле [святилища] будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя'» [Дан.9:27]. Здесь вторая половина седмицы – это время правления антихриста (42 месяца см.Откр.13:5).
С тех пор, как были закончены известные толкования, время отсчитало уже не один десяток или даже сотню седмиц. А это значит, что выводы прежних толкователей, которые содержали привязки ко времени, были ошибочными. Понять и устранить их можно только с Божьей помощью.
Итак, все кто читал книгу Откровения апостола Иоанна Богослова до сего дня, не понимали ее суть до конца. А посему слова апостола Иоанна Богослова «Блажен читающий» к ним не относятся. Эти богословы не могли учить тому, чего сами до конца не понимали.
Здесь «читающий» суть не только произносящий слова книги Откровения вслух, но понимающий смысл ее пророчеств. Такой «читающий» способен объяснить то, что не сам он понял, но что открыл ему по Своей неизреченной милости Господь Бог.
Избирая достойного человека, Бог не смотрит на его богословское образование, духовный сан или внешность. Он смотрит в сердце.
Духовный уровень человека не зависит от количества приобретенных им знаний. Иметь знание и обладать им – не одно и то же. Можно быть ходячей энциклопедией, но не понимать сути полученных знаний.
Когда Бог дает человеку понимание знания, это ему становится понятно внутреннее. Бог дает такое понимание не словесно, а образно. Бог дает понимание истины подобно дару, который человек может принять или отвергнуть.
Апостол Иоанн Богослов сказал «блажен читающий», то есть, блажен тот человек, который понимает суть того, что, читает. Этот человек блажен потому, что за свое благочестие сподобился от Бога дара понимать Его тайны.
А кто такие «слушающие»?
Это далеко не все слушающие слова «читающего».
Многие из людей будут читать, сей труд только из праздного любопытства. Будут и такие, которые не посчитают необходимым рассуждать о прочитанном, и не станут прислушиваться к своему сердцу, но пойдут советоваться с другими людьми (с кровью и плотью). А между тем ни один человек не способен открыть другому истину.
Сам Господь Иисус Христос говорил о том, что не Он выбирает того, кому должно к Нему придти, но Господь Бог: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день. – без Божьей воли никто не может понять истину – У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне» [Ин.6:44-45].
Поймите разницу между мнением и тем, что открывает Бог через сердце. Вот вам такой пример: - Господь наш Иисус Христос спрашивал Своих апостолов о том, за кого почитает Его народ, на что получил такой ответ: «одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков» [Мф.16:14]. Вот пример плотского мудрствования, основанного на мнениях и слухах. Никто не хотел рассуждать о том, что видел, но ограничивался доверием слухам. Именно поэтому полученный ответ не удовлетворил Спасителя. Тогда с таким же вопросом Он обратился к Своим апостолам и получил от Петра следующий ответ: «Ты - Христос, Сын Бога Живаго» [Мф.16:16]. Апостол Петр не последовал мнениям, блуждающим в среде народа, но искал ответ на этот вопрос в своем сердце. Именно поэтому он был назван Господом нашим Иисусом Христом блаженным: «блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» [Мф.16:17]. Блаженным может считаться тот человек, который получил откровение у Бога и усвоил его себе.
Множество людей пыталось своим умом понять тайну первого пришествия Господа Иисуса Христа, но все их мудрствования только породили множество ложных мнений. А вот апостол Петр понял эту тайну, потому что искал ответ не у людей, а у Бога, и Он ему свою тайну через сердце.
Итак, «слушающий» это тот, который слушая толкование «читающего», прислушивается к своему сердцу, потому им одним можно понять, Божьи откровения. Но Бог открывает Свои тайны только тем, кто исполняет Его волю, которая в исполнении заповедей.
Кто не желает стремиться к соблюдению Божьих заповедей, тот поступает безрассудно. Такой человек сам себя довел до того, что не способен прислушиваться к голосу своей совести. Поэтому такой человек всецело отдается в волю другого человека. Но в Писании сказано: "Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа" [Иер.17:5]. Дело в том, что даже подчиняясь воле другого человека следует взвешивать его указания в своем сердце.
Кто усыпляет свою бдительность тем, что принимает авторитетом человека, облаченного в священнические одежды или имеющего большие познания в области духовных наук, игнорируя при этом его поступки, тот обязательно попадет в сети волков в овечьей одежде.
Апостол Иоанн Богослов говорит также и о третьей категории людей. Это те, которые соблюдают слова пророчества, записанного в книге Откровения. Естественно, что человек, имеющий истинную веру в Бога, не только будет слушать слова книги Откровения и ее толкование, но, поняв смысл, станет себя вести должным образом. Ибо не для того Бог открывает Свои тайны, чтобы мы удовлетворили свое посредственное любопытство, но чтобы мы знали как сохранить свою верность Ему в последние времена. Блаженны люди, которые исполняют Божии заповеди, ибо Он откроет им ухо, чтобы они слышали и глаза, чтобы видели: «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» [Откр.22:14]. Такие люди точно поймут, слова сего толкования.
4 Иоанн семи церквам, находящимся в Асии:
Существует мнение о том, что послания семи церквам: Ефесской, Смирнской, Пергамкой, Фиатирской, Сардийской, Филадельфийской и Лаодикийской, нужно понимать как времена существования Церкви Христовой. Такое мнение принадлежит в частности Льву Тихомирову. Однако такое понимание посланий семи церквам неверно.
В Священном Писании не один раз говорится о единицах измерения времен. Так, например, Бог создал мир в семь Своих дней. Каждый из дней Бога для нас как тысяча лет: «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» [2 Пет.3:8].
Согласно Священному Писанию времена разделены на седмицы. Седмицами измерял время пророк Даниил, пророчествуя о первом пришествии Господа нашего Иисуса Христа [Дан.9:25-26]. Там же пророк Даниил говорил о седмице, которая отведена Богом для самого страшного времени [Дан.9:27].
Итак, что мы имеем?
В Священном Писании говорится о 7-тысячелетнем, 7-летнем и 7-дневном исчислении времен. Заметьте, в Писании нет ни слова о семисотлетнем или каком-то другом исчислении.
Если послания семи церквам отражают времена существования Церкви Христовой, то логично предположить, что семидневное и семилетнее исчисление в этом случае неприемлемо. Семисотлетнее исчисление также не подходит потому что, в этом случае, семь эпох существования Церкви Христовой исполнились бы уже в 8-9 столетии от Рождества Христова. Остается только 7-тысячелетний период. Но приложение этого периода в нашем случае также рождает одно противоречие, ведь по еврейскому исчислению (прим. - которое у нас нет причин считать ошибочным), от сотворения мира и до настоящего времени, еще не прошло шести тысяч лет. А поскольку весь цикл от сотворения мира до Суда Божьего не может превосходить семь тысяч лет, то и такое исчисление следует отвергнуть.
Прошу заметить, что за весь период существования мира, никогда не было нарушена длительность времен. С тех пор как был сотворен этот мир, ни тысячелетие, ни год, ни день, ни час, ни минута, ни даже секунда, не изменили своей длительности. Выходит, что все известные временные величины сохраняют постоянство. И в этом обнаруживается порядок установленный самим Господом Богом. Но когда люди пытаются связать послания семи церквам с периодами существования Церкви Христовой, то, делая такие попытки, они дают почву для рождения противоречий. Эти противоречия могут сбить с толку невежественного человека, но для опытного исследователя ошибочность такого мнения очевидна. Чего стоит рассматриваемое мнение, если те люди, которые его выдвигают, не указывают длительность каждого отдельного периода существования Церкви Христовой?
Разве не является абсурдным мнение о том, что эти периоды имеют разную продолжительность?
Сама мысль о возможности такой неопределенности во времени, может указывать что течение времени происходит независимо от Божьей воли.
Что же это тогда получается? Выходит, если время может иметь хотя бы некоторую независимость от воли Бога, то Он не Всемогущ. Но это абсурд.
Бог Всемогущ – это истина. А вот истолкование посланий семи церквам как периодов существования Церкви Христовой, является ошибочным.
…благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его,
Послания церквам даются Богом с тем, чтобы люди пребывающие в них, ни при каких обстоятельствах не теряли своей веры в Него.
Только человек, имеющий истинную веру, готов творить волю Божью. Беззаконникам кажется непосильным исполнение Божьих заповедей, однако в этом сомнении и узнается их неверие. Верующий же человек, творя эти заповеди, не на свои силы полагается, а надеется на помощь Господа Бога, которая Им подается всем нуждающимся с избытком.
Господь Бог предупреждает семь церквей, а через них весь христианский мир, о близости годины искушения, грядущей на всю вселенную.
Почему Он адресует Свои послания именно семи церквям?
Это связано с тем, что именно в этих семи церквях апостол Иоанн Богослов совершал свою проповедь. Эти семь церквей были первыми церквями. Из них Церковь Христова начала расширять свое влияние по всему миру. Эти семь церквей в последнее время окажутся на территории царства антихриста. Когда же будут закрыты все церкви, эти семь церквей сохранятся до конца времен.
5 и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею
6 и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь.
Апостол Иоанн Богослов называет Господа нашего Иисуса Христа верным свидетелем, потому что Он не никогда ничего не говорил от Себя Самого. От Него не произошло ни единого мнения. Он учил людей, только тому, чему научил Его Бог, свидетельство которого есть истина: «Я говорю то, что видел у Отца Моего» [Ин.8:38]. Свидетельствующий же об истине и сам истинен и верен.
За время, прошедшее после революции, в нашей стране укоренилось ложное мнение о монархах. Эти мнения были рождены врагами Бога и царя. Кто свергнул царя, тот потом разрушал церкви и уничтожал Православную веру. Враги Православия и сейчас учат тому, что власть монарха это зло.
Но станет ли православный человек верить словам своих исконных врагов?
Нет.
Кто же такой Православный Царь?
Божий Помазанник. На небесах один Царь – Господь Бог, но Он разделил Свою власть со Своим Сыном. Подобно и Сын Божий разделил Свою власть, наделив ею священников, соблюдающих Его заповеди, и Православных земных царей.
Никто не выбирает своих родителей. Это определяет Господь Бог. Выбор личности наследника царя предопределен Богом. Если душа получила тело царского наследника, это значит, Бог счел ее достойной нести в мире такое служение. Кто же восстает против царя, тот восстает против порядка, установленного Богом. Восстающий же против Бога, есть служитель сатаны. А все служители сатаны в свое время будут наказаны карающей десницей Божией.
7 Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь.
Нужно ли еще другое свидетельство о том, как Сын Божий придет, чтобы совершить свой суд?
Но где Он будет находиться до этого все другое время?
Существует мнение, что Господь наш Иисус Христос во второй раз придет на землю непосредственно ко времени суда в той же плоти, в которой вознесся на небеса.
Однако где об этом сказано в Священном Писании?
Никто не может указать это место, потому что его нет. И все же современные богословы, несмотря ни на что, следуют именно такому мнению. Им же принадлежит утверждение в том, что если человек умрет, то он уже не сможет снова родиться в этом мире. Но тогда возникает вопрос:
Почему пророк Илия, который был живым взят на небо, предваряя первое пришествие Господа нашего Иисуса Христа, пришел как Иоанн Креститель?
О сем факте засвидетельствовал сам Господь: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти» [Мф.11:12-14].
Но почему евреи не узнали в Иоанне Крестителе Илию?
Об этом говорил Господь Иисус Христос: "Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить всё; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них."[Мф.17:11-12]
Евреи не узнали Илию потому, что ожидали его пришествия с небес в той самой плоти, в которой он был взят с земли. Подобную ошибку совершают и современные христиане. Истина в том, что Господь Иисус Христос снова придет в этот мир, обычным для всех людей образом (Подробно о тайне второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа можно узнать в статье «Второе пришествие», помещенной на моем сайте). Все ответы даны уже в Священном Писании. Сам Спаситель говорил: "Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне"[Ин.5:39].
Итак, если Богу было угодно, чтобы Илия пришел во второй раз не в прежней плоти, а как Иоанн Креститель, то кто воспрепятствует Ему сделать то же самое и со Своим Сыном?
В Писании сказано: «Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою» [Мк.13:24-26]. На облаках Он явится перед всеми племенами и народами в день суда, а до этого Он будет править в России. Но об этом далее еще будет сказано.
8 Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.
Господь Бог, Отец Господа нашего Иисуса Христа, есть Всевышний. Здесь же говорится о Господе Вседержителе.
Выше апостол Иоанн Богослов уже называл Господа нашего Иисуса Христа, владыкою царей земных, что равнозначно тому, чтобы называть Его Вседержителем.
9 Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа.
Когда человеческий ум поглощен мирской суетой, ему очень трудно понять, что пытается ему сказать Господь Бог посредством Своего Святого Духа.
Апостола Иоанна сослали на остров Патмос, за слово Божие и за свидетельство Господа нашего Иисуса Христа. Но в этом положении было и нечто ценное. Ведь ему не нужно было более заботиться о своем пропитании и других нуждах плоти. Его ум всегда был поглощен мыслями о Божьем. Когда же человек думает о Божьем, он и во снах продолжает заниматься той же деятельностью.
Мирской человек во сне продолжает стремиться к удовлетворению чувств своей плоти. А человек живущий чувствами души, во сне ощущает их обострение. Именно этим объясняется способность Божьих угодников видеть видения будущего.
Чем меньше человек живет чувствами плоти, тем больше обостряются чувства его души.
Чтобы оказаться в числе христиан, которым Бог дарует понимание пророчеств книги Откровения, нам нужно оказаться в положении апостола Иоанна Богослова. Однако вовсе не обязательно чтобы нас отправили в ссылку или тюрьму.
Следуя в своей жизни примеру жизни Господа нашего Иисуса Христа, истинному христианину приходится сталкиваться с непониманием окружающих. Но он не боится оказаться в одиночестве, потому что всегда помнит слова Спасителя: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» [Ин.15:18-19]. Если нас не принимают и обрекают на одиночество, тогда у нас появляется гораздо больше возможностей для молитвенного общения с Богом и чтения Его посланий. Именно в такие мгновения Бог и открывает нам Свои тайны.
10 Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний;
Существует мнение о том, что Господь наш Иисус Христос во второй раз придет на землю в той плоти, в которой Он вознесся на небеса. Если бы это было действительно так, тогда голос, который услышал позади себя апостол Иоанн, ни чем не отличался бы от голоса обычных людей, поскольку он исходил бы из человеческого тела.
Понаблюдайте за человеческими голосами. Звук голоса человека следует в том направлении, на которое он обращен лицом. Поэтому мы можем почувствовать явное различие в звучании голоса человека, когда он говорит к нам стоя лицом к лицу, обратившись в сторону или отвернувшись в противоположном направлении.
Однако голос, который услышал апостол Иоанн, приходил из нескольких направлений сразу, и поэтому наполнял собою все пространство. Когда трубят в трубу, ее звук также распространяется в разных направлениях и наполняет собою все окружающее пространство.
Итак, голос, который слышал апостол Иоанн Богослов, не принадлежал физическому телу, но исходил от духа Господа нашего Иисуса Христа. Спаситель не предстал перед Своим апостолом в теле по той же самой причине, по которой не сохранилась плоть пророка Илии, который был взят живым на небо. В духовном мире души облекаются более тонкой плотию. Земная же плоть пригодна только для жизни на земле.
11 то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию.
Как уже было сказано выше, служение апостола Иоанна Богослова было тесно связано с указанными семи церквами, которые были первыми из всех церквей. По этой причине именно к ним были адресованы послания Господа нашего Иисуса Христа.
12 Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников
13 и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом:
Почему апостол Иоанн Богослов не говорит прямо о том, что его взору предстал Сам Господь Иисус Христос, ведь он был любимым Его учеником и знал Его лицом к лицу?
Однако видимо для этого были веские основания. Вот как апостол Иоанн описывает Того, Которого увидел:
14 Его волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный;
15 и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих.
Разве так выглядел Господь наш Иисус Христос, когда приходил в первый раз?
Ответ отрицательный.
Вспомните, чей образ отражает облик человека. Господь создал его по Своему образу и подобию. Апостол Иоанн Богослов, увидев пред собою Господа Иисуса Христа, отдавал себе отчет в том, Кто перед ним предстал. Но, желая подчеркнуть существенные отличия, он лишь подчеркивает подобие Его Сыну Человеческому – Господу Иисусу Христу.
Вот вопрос к тем, кто ожидает пришествия Господа нашего Иисуса Христа на землю в той самой плоти, в которой Он вознесся на небеса.
В каком виде Господь наш Иисус Христос предстанет перед нами?
В том, в котором Он вознесся на небеса или в том, в котором Его видел апостол Иоанн Богослов?
16 Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей.
Десница – это правая рука.
Обоюдоострый меч – это слово Божие, которым Иисус Христос будет судить народы: «Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» [Ин.5:30].
17 И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний,
18 и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти.
Господь наш Иисус Христос стал Первым человеком, который воскрес из мертвых. Он стал первым человеком, которого не смогли удержать узы смерти. В последние же времена, когда Он явится из колена Иосифова (см. статью "Второе пришествие") , то завершит Самим Собою это число. Поэтому Он и называет Себя Первым и Последним.
19 Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего.
Господь сказал апостолу Иоанну Богослову, чтобы он написал о том:
«что видел» - это касается видений, показанных апостолу Иоанну, о которых было сказано в первой главе.
«что есть» - в главах со второй по четвертую, апостол Иоанн описал ситуацию в семи Церквях, которая сложилась к тому времени. Это еще один довод в пользу опровержения мнения, что послания семи церквам указывают на семь периодов существования Церкви Христовой.
«что будет после сего» - эти слова относятся ко всем остальным главам, книги Откровения апостола Иоанна Богослова. В главах с шестой по десятую, излагается основной план событий, которые будут происходить в последние времена. В главах с одиннадцатой по девятнадцатую более подробно раскрываются события, которые были описаны в главах с шестой по десятую. И, наконец, в главах с двадцатой по двадцать вторую, описываются времена, которые последуют после тысячелетнего Царства Божьего на земле. В конце двадцатой главы книги Откровения уже говорится о том, какая жизнь настанет на земле после Суда Божьего. То будет начало нового, 7-тысячелетнего периода существования творения, где не будет смерти.
20 Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников [есть сия]: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей.
написать письмо автору: Михаил