Глава 14
1 Близко время его, и не замедлят дни его, ибо помилует Господь Иакова и снова возлюбит Израиля; и поселит их на земле их, и присоединятся к ним иноземцы и прилепятся к дому Иакова.
Комментарий:
В предыдущей главе было сказано о близости Дня Господня: «Рыдайте, ибо день Господа близок, идет как разрушительная сила от Всемогущего.» [Ис.13:6]. О близости этого дня говорится и в 1-ом стихе данной главы «близко время его».
Рано еще говорить в настоящее время о возвращении милости Божьей к народу еврейскому и возобновлении Его любви к нему. Рано говорить о возвращении евреев в Землю Обетованную. Всему этому предстоит исполниться уже после Армагеддона. Тогда в Израиле поселятся не только спасенные из еврейского народа, но также и те, которых Господь наш Иисус Христос называл «овцами не сего двора, которых Ему еще должно привести» (см. [Ин.10:16]).
2 И возьмут их народы, и приведут на место их, и дом Израиля усвоит их себе на земле Господней рабами и рабынями, и возьмет в плен пленивших его, и будет господствовать над угнетателями своими.
3 И будет в тот день: когда Господь устроит тебя от скорби твоей и от страха и от тяжкого рабства, которому ты порабощен был,
4 ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство!
Комментарий:
Как уже было сказано выше, здесь речь идет о дне Господне – дне Суда Господа нашего Иисуса Христа над народами, которые соберутся в окрестностях Иерусалима, чтобы сразиться с Ним, когда Он придет во второй раз, как князь Михаил.
Следует заметить, что в Новом завете мало сказано об особенностях второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа. Это потому, что об этом довольно было сказано в Ветхом Завете. Так, например, Сам Господь говорит о Своем втором пришествии почему-то от третьего лица: « …и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;» [Мф.24:30].
Если Он придет во второй раз в том же самом теле, в котором Он восшел на небеса, то к чему такая конспирация?
Кто-то быть может, скажет о том, что здесь Господь говорит загадками. Может такой человек объяснит слова Господа нашего Иисуса Христа, с которыми обращался некогда к Своим ученикам, апостолам: «И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах;» [Мк.4:11]. Здесь следует заметить, что слова Господа нашего Иисуса Христа о Своем втором пришествии, которые были приведены выше (см. Мф.24-30), помещены апостолом Матфеем уже после того, как Спаситель дал понять Своим ученикам, что Он говорит им прямо, без загадок: «И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано,» [Мф.13:10-11].
И все же многое из сказанного апостолам Господом нашим Иисусом Христом не было отражено в Евангелиях Его учеников: «Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его. Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.» [Ин.21:24-25]. Поэтому нельзя исключать того, что Господь наш Иисус Христос объяснил Своим ученикам многие пророчества древних пророков, книги которых помещены в Библии. Сам Он никогда не противоречил сказанному пророками, но напротив часто обращался к их свидетельствам, когда этого требовали обстоятельства. Поэтому когда Господь говорит о Своем втором пришествии, но как бы не о Себе, а ком-то другом, говоря не «узрят Меня грядущим на облаках небесных», а «узрят Сына Человеческого», потому что так говорят и древние пророки. Так пророк Даниил называет Сына Божьего, когда Он придет во второй раз на Землю, князем Михаилом. О чем уже неоднократно было сказано в комментариях к другим книгам Священного Писания.
Подобно пророчествам о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и Его втором пришествии, в качестве князя Михаила, в Священном Писании присутствуют также пророчества и о Его противнике – антихристе. В рассматриваемом пророчестве Исайи антихрист как раз называется Царем Вавилонским, а далее денницей.
После того как антихрист будет уничтожен, как об этом пока неявно сказано в 4-ом стихе, собравшиеся в месте последней битвы народы произнесут победную песнь, о чем также сказано и в книге Откровения апостола Иоанна Богослова: «И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии, и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых!» [Откр.15:2-3]
5 Сокрушил Господь жезл нечестивых, скипетр владык,
6 поражавший народы в ярости ударами неотвратимыми, во гневе господствовавший над племенами с неудержимым преследованием.
Комментарий:
В книге Откровения об антихристе сказано: «И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем.» [Откр.13:7]. Также сказано и о том, что вместе с ним будут править и другие десять царей (см. выше «сокрушил Господь жезл нечестивых»): «И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час.» [Откр.17:12]. Их совместное правление станет тяжким игом для народов, которым надлежит остаться до последнего времени, и чему правлению Господь положит конец.
7 Вся земля отдыхает, покоится, восклицает от радости;
8 и кипарисы радуются о тебе, и кедры ливанские, [говоря]: "с тех пор, как ты заснул, никто не приходит рубить нас".
Комментарий:
А здесь уже говорится не о нескольких нечестивых правителях, а об одном. Заметьте, что о нем говорится «ты заснул». Так и сейчас говорят об умерших людях. Антихристу же суждено умереть, как всем смертным людям. Когда Господь наш Иисус Христос убьет антихриста, тогда только земля и все что на ней успокоится от его тяжкого бремени.
9 Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их.
Комментарий:
Во времена антихриста, когда приблизится конец его правления, на поверхность земли повылезают древние драконы: «Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней - как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера. От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей; ибо сила коней заключалась во рту их и в хвостах их; а хвосты их были подобны змеям, и имели головы, и ими они вредили.» [Откр.9:17-19]. А несколько раньше людей, принявших печати антихриста, на протяжении пяти месяцев будут терзать мелкие существа (см. «саранча» [Откр.9:3]), которые выйдут из подземного мира после падения на землю метеорита. Говоря «ад преисподний пришел в движения ради тебя», пророк Исаия имел это самое явление, которое позже подробно описал апостол Иоанн Богослов.
10 Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам!
11 В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви - покров твой.
Комментарий:
Если вы заметили слова, приведенные здесь, принадлежат уже ушедшим «вождям земли» и языческим царям, тела которых уже давно находятся в земле. И они говорят о том, что подобная участь ожидает и антихриста, который как и они есть просто человек – плоть, конец которой – поглощение червями.
12 Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы.
Комментарий:
Принято относить эти слова к сатане. Однако ж, сатана является падшим ангелом. Его нельзя убить. А если бы это было не так, то и апостол Иоанн Богослов не сказал бы о нем таких слов в своей книге Откровения: «Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет,» [Откр.20:2] и «а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.» [Откр.20:10]. Нетрудно заметить, что через тысячу лет после казни антихриста, от его плоти ничего не останется, однако ж, дух его и до того времени будет томиться в аду, в огненном и серном озере. А вот о сатане сказано то, что он не будет убит, но только скован на тысячу лет. Ни одно живое разумное или неразумное живое существо, известное науке, не живет тысячу лет, которые к тому же будут только непродолжительным периодом жизни сатаны, падшего ангела. Сатана не имеет плоти, а посему не подвержен тлению. Потому за не имением тела о сатане нельзя сказать «под тобою подстилается червь, и черви – покров твой» (см. выше).
А поскольку слова пророка Исайи нельзя отнести к сатане, то они относятся к антихристу, которому будет позволено попирать многие народы: «И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем.» [Откр.13:7].
13 А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера;
14 взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему'.
15 Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней.
Комментарий:
Сатана, как сказано о нем: «Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости» [Иов41:25-26]. Антихрист же лишь порождение сатаны – человек, который добровольно отдастся в его волю, и пожелает исполнить замысел его. Подобно своему богу (сатане) антихрист будет обладать невероятной гордыней. О чем и свидетельствует пророк Исайя, обнаруживая сердечное настроение грядущего человека-зверя.
16 Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: "тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства,
17 вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой?'
18 Все цари народов, все лежат с честью, каждый в своей усыпальнице;
19 а ты повержен вне гробницы своей, как презренная ветвь, как одежда убитых, сраженных мечом, которых опускают в каменные рвы, - ты, как попираемый труп,
20 не соединишься с ними в могиле; ибо ты разорил землю твою, убил народ твой: во веки не помянется племя злодеев.
Комментарий:
До ознакомления с текстом 16 стиха можно было многими словами доказывать, что денницей пророк Исаия называет не сатану, а антихриста. Однако, читая слова «тот ли это человек, который сотрясал землю…», становится совершенно определенно понятно, что речь идет не о существе, ангельской природы, а о земном существе - человеке, коим может быть только антихрист.
Здесь можно найти описание деяний, которые антихрист совершит за время своего непродолжительного правления в течение 42 месяцев. Но в конечном итоге он будет убит («брошен в озеро огненное» см. [Откр.19:20]). Не будет похоронен с почестями, которые обычно оказывались царям ушедших времен. Он будет повержен «вне гробницы своей».
21 Готовьте заклание сыновьям его за беззаконие отца их, чтобы не восстали и не завладели землею и не наполнили вселенной неприятелями.
Комментарий:
Сатана – существо ангельской природы. Но ангелы не могут плодиться и размножаться, как то дано Богом людям. Антихрист же представитель человеческого рода, и до дня своего низвержения, он, верно, успеет породить себе потомство – сыновей, которые по слову пророка Исайи будут убиты за беззакония их отца, и чтобы, достигнув зрелости, не восстали и не возродили на земле порядки, которые были при их отце.
22 И восстану на них, говорит Господь Саваоф, и истреблю имя Вавилона и весь остаток, и сына и внука, говорит Господь.
23 И сделаю его владением ежей и болотом, и вымету его метлою истребительною, говорит Господь Саваоф.
Комментарий:
Здесь буквально повторяется то, что было в предыдущей главе сказано о будущности Вавилона (см. [Ис.13:19-22]).
24 С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится,
Комментарий:
Ничего подобного, о чем говорил здесь пророк Исаия еще никогда не исполнялось, но как это сказано было Господом, то это непременно исполнится.
25 чтобы сокрушить Ассура в земле Моей и растоптать его на горах Моих; и спадет с них ярмо его, и снимется бремя его с рамен их.
Комментарий:
Пророк называет антихриста Ассуром потому, что он будет править землями, которые находятся на территории земли, с древних времен именуемой Сеннаар, откуда и произошел древний потомок Нимрода - Ассур: «Царство его вначале сщставляли: Вавилон, Эрех, аккад и Халне, в земле Сеннаар. Из сей земли вышел Ассур, и построил Ниневию, Реховофир, Калах.» [Быт.10:10-11].
26 Таково определение, постановленное о всей земле, и вот рука, простертая на все народы,
27 ибо Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? рука Его простерта, - и кто отвратит ее?
28 В год смерти царя Ахаза было такое пророческое слово:
29 не радуйся, земля Филистимская, что сокрушен жезл, который поражал тебя, ибо из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон.
Комментарий:
Жезлом, сокрушающим землю Филистимскую здесь Господь называет Израиль (еврейский народ), который когда был верен Богу, с Его помощью покорил Землю Обетованную, которую до тех пор населяли филистимляне.
Змеиный корень, надо полагать – либо колено Даново, как это принято считать, на что есть определенные указания в Священном Писании, либо Вавилон – «…мать блудницам и мерзостям земным» [Откр.17:5].
30 Тогда беднейшие будут накормлены, и нищие будут покоиться в безопасности; а твой корень уморю голодом, и он убьет остаток твой.
31 Рыдайте, ворота! вой голосом, город! Распадешься ты, вся земля Филистимская, ибо от севера дым идет, и нет отсталого в полчищах их.
32 Что же скажут вестники народа? - То, что Господь утвердил Сион, и в нем найдут убежище бедные из народа Его.
Комментарий:
«ибо от севера дым идет, и нет отсталого в полчищах их» - Здесь говорится о том же самом, что и в другом пророчестве Исайи о победном шествии князя Михаила, который возглавит Свое воинство: «Я воздвиг его от севера, и он придет; от восхода солнца будет призывать имя Мое и попирать владык, как грязь, и топтать, как горшечник глину.» [Ис.41:25]