Глава 10
1 Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения,
2 чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот.
3 И что вы будете делать в день посещения, когда придет гибель издалека? К кому прибегнете за помощью? И где оставите богатство ваше?
Комментарий:
Читая первые строки этой главы, может показаться, что Господь через Исаию, очередной раз, угрожает возмездием тем, кто создает несправедливые законы. Кто-то скажет, что подобные нарушения творились во все времена, а потому сказанное здесь может иметь отношение к давно минувшим временам. Однако если внимательно исследовать слова пророка Исаии, нетрудно заметить, что это пророчество, относится к последним временам. В третьем стихе не спроста говорится о дне посещения, когда придет гибель издалека. Тогда, как говорит Господь, без Его поддержки многие из еврейского народа падут убитыми, а оставшихся уведут в плен, но и после этого агрессор (читай «антихрист») не прекратит свои разрушительные действия:
4 Без Меня согнутся между узниками и падут между убитыми. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.
Комментарий:
Пророк Исаия жил примерно в 728-665г. до н.э. Когда он еще здравствовал (~в 689 г. до н.э.) Ассирийский царь Сеннахирим переселил Израильтян в Ассирию, а позже, согласно историческим данным (~ в 586 г. до н.э) Вавилонский царь Навуходоносор разрушил храм Соломона и увел иудеев в плен в Вавилон. Однако оба указанных события в истории еврейского народа не имеют никакого отношения к рассматриваемому пророчеству, хотя на первый взгляд так может показаться в виду наличия некоторых общих деталей в описании грядущих событий.
Что же это за агрессор, о котором говорит Господь, которым Он накажет несправедливых судей?
5 О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его - Мое негодование!
6 Я пошлю его против народа нечестивого и против народа гнева Моего, дам ему повеление ограбить грабежом и добыть добычу и попирать его, как грязь на улицах.
Комментарий:
После потопа, сыны Ноя, стали родоначальниками нескольких древних народов. Так у сына Ноя, Хама одним из сыновей был Нимрод: «Он был сильный зверолов пред Господом; потому и говориться: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом. Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне, в земле Сеннаар.» [Быт.10:9-10]. А далее в тексте книги Бытия говорится о происхождении Ассура, от имени которого и произошло название Ассирийского царства: «Из сей земли вышел Ассур, и построил Ниневию, Реховофир, Калах.» [Быт.10:11]
Заметьте, что Ассур, согласно свидетельству Священного Писания, вышел из земли, в числе городов которой упоминается древний город Вавилон.
Для чего это необходимо?
Дело в том, что далее в главах с 11 по 14 Ассур, будет называться не только царем Ассирийского царства, но также и царем Вавилонским, где надо полагать будет его столица. Принимая во внимание эти данные можно предположить, что речь идет о древнем Вавилонском царе – Навуходоносоре, но такое мнение является неверным. Ибо, грядущий агрессор, превзойдет своего древнего предшественника во всех отношениях.
Не стану томить читателя, говоря загадками. Скажу прямо, что этим агрессором будет грядущий антихрист. Справедливость такого утверждения вытекает естественным образом по мере исследования пророчества Исайи, занявшего в его книге главы с 10 по 14.
7 Но он не так подумает и не так помыслит сердце его; у него будет на сердце - разорить и истребить немало народов.
8 Ибо он скажет: "не все ли цари князья мои?
9 Халне не то же ли, что Кархемис? Емаф не то же ли, что Арпад? Самария не то же ли, что Дамаск?
10 Так как рука моя овладела царствами идольскими, в которых кумиров более, нежели в Иерусалиме и Самарии, -
11 то не сделаю ли того же с Иерусалимом и изваяниями его, что сделал с Самариею и идолами ее?'
Комментарий:
Описание качеств антихриста можно найти во многих местах Библии. Так, например, пророк Даниил характеризует его как чрезвычайно гордого, наглого и коварного человека: «Под конец же царства их, когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве; и укрепится сила его, хотя и не его силою, и он будет производить удивительные опустошения и успевать и действовать и губить сильных и народ святых, и при уме его и коварство будет иметь успех в руке его, и сердцем своим он превознесется, и среди мира погубит многих, и против Владыки владык восстанет, но будет сокрушен - не рукою.» [Дан.8:23-25]. По причине крайней гордыни, антихрист даже не помыслит о том, что его военные успехи являются результатом Божьего промысла о еврейском народе, но возомнит себя самого гениальным воителем и потребует, чтобы все воздавали ему почести как богу.
Об успешности завоеваний антихриста говорит в книге Откровения и апостол Иоанн Богослов: «И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем.» [Откр.13:7]. Гордыня так ослепит антихриста, что он вознамерится пойти войной на Иерусалим. И здесь ему также будет сопутствовать временный успех.
12 И будет, когда Господь совершит все Свое дело на горе Сионе и в Иерусалиме, скажет: посмотрю на успех надменного сердца царя Ассирийского и на тщеславие высоко поднятых глаз его.
Комментарий:
Успех антихриста, как было сказано выше, является частью Божьего замысла в отношении еврейского народа. Как только мера наказания еврейского народа исполнится, по замыслу Господа Бога, в Израиль со Своим воинством придет Его Помазанник, князь Михаил, Сын Божий, Который совершит суд над антихристом и народами, собравшимися в окрестностях Иерусалима к тому времени. В день Суда, так называемый Армагеддон, прежний успех антихриста рухнет. Вот об этом то времени и говорит Господь: «посмотрю на успех надменного сердца царя Ассирийского и на тщеславие высоко поднятых глаз его».
13 Он говорит: "силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен: и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин;
14 и рука моя захватила богатство народов, как гнезда; и как забирают оставленные в них яйца, так забрал я всю землю, и никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул'.
Комментарий:
Только глупец может так рассуждать. Ничего в этом мире не происходит без ведома Господа Бога. Каким бы преуспевающим ни был человек, своим успехом он обязан, прежде всего, Богу. Наше время богато примерами людей, которые еще вчера купались в лучах славы, власти и богатства, а сегодня пали жертвой убийц. Еще вчера они считали себя хозяевами мира, а сегодня их плоть отдана на съедение червям. Антихрист – это порождение нашего времени, которому еще только предстоит выйти на мировую арену, он превзойдет всех своих предшественников, но конец его будет таким же бесславным, как и у них.
15 Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится ли пред тем, кто двигает ее? Как будто жезл восстает против того, кто поднимает его; как будто палка поднимается на того, кто не дерево!
Комментарий:
16 За то Господь, Господь Саваоф, пошлет чахлость на тучных его, и между знаменитыми его возжет пламя, как пламя огня.
Комментарий:
В конце концов, самонадеянность антихриста станет причиной бедствий, которые постигнут его воинство. Воинов армии антихриста одолеет усталость. А в день суда князя Михаила над антихристом, его армия сгорит в пламени закона Божьего, который изойдет из Его уст, и который подобен мечу: «… а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами.» [Откр.19:21]
17 Свет Израиля будет огнем, и Святый его - пламенем, которое сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день;
18 и славный лес его, и сад его, от души до тела, истребит; и он будет, как чахлый умирающий.
Комментарий:
Свет Израиля – это 144 000 праведников, которые составят воинство Христа (Помазанника), князя Михаила, который и есть Святый Израиля.
О том, что князь Михаил и Его святое воинство будут воевать с антихристом и его армией, сказано в книге Откровения: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них]…» [Откр.12:7]. Следует заметить, что апостол Иоанн Богослов в описании виденной битвы указывает на исход ее в пользу князя Михаила, подобное развитие событий можно наблюдать и в рассматриваемом пророчестве Исайи. В своем видении пророк Исайя сравнивает многочисленное войско антихриста с лесом, сад, видимо его собственная семья (супруга, дети), терны и волчцы, возможно, обозначают вдохновителей его армии, то есть лжепророков и проповедников, которые будут распространять антихристово лжеучение. Как сказано в пророчестве, все они «от души, до тела» будут истреблены в битве с князем Михаилом, и Его святым воинством.
19 И остаток дерев леса его так будет малочислен, что дитя в состоянии будет сделать опись.
Комментарий:
По окончании битвы, численность армии антихриста окажется столь незначительной, что и дитя сможет произвести ее опись.
20 И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их, но возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно.
Комментарий:
Тот, который поразит Израиль – это антихрист.
Всем известна история двух тысячелетней давности, когда еврейский народ отрекся от Богом данного Помазанника (Христа), Сына Его, Который предрекал им, что Ему не поверили, а потому примут другого, который придет во имя свое: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете.» [Ин.5:43]. Таким образом, по слову Господа нашего Иисуса Христа, в последние времена, евреи вначале примут антихриста, как ожидаемого мессию. Он же, как сказано в стихе 20-ом поразит их. Но в тот день, когда князь Михаил, разобьет армию антихриста и накажет виновника величайших бедствий, постигших народы, евреи, наконец, осознают свои ошибки и возложат свое упование «на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно», то есть на Помазанника Божьего, князя Михаила.
21 Остаток обратится, остаток Иакова - к Богу сильному.
22 Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, [было] столько, сколько песку морского, только остаток его обратится; истребление определено изобилующею правдою;
23 ибо определенное истребление совершит Господь, Господь Саваоф, во всей земле.
Комментарий:
С древних времен Господь Бог избрал Себе народ, из числа которого задумал Он поставить себе священников по всей земле. Он всячески оберегал их: освободил от рабства и вывел из Египта; прогнал от их лица народы, населявшие обещанную им землю, а иных предал их рукою на истребление; делал их сильными против врагов и оказывал многие другие милости. Но евреи оказались неблагодарными по отношению к Своему Покровителю. Вместо верности Его законам, они творили беззакония, вместо жертвы благодарения Богу, они кадили небесному воинству – Ваалу, Астарте и др. идолам. Господь Бог предвидел, дальнейшее отступничество еврейского народа, кульминационным моментом которого стало предательство Господа нашего Иисуса Христа на крестную смерть, потому Он еще в древние времена, устами пророка Исайи изрек слово о том, что каким бы многочисленным ни был народ Израильский, только его остаток спасется. Остаток – это те, которые останутся в пределах Израиля, переживут антихристово иго, и узрят победу князя Михаила. Остальному же множеству еврейского народа, который предавался беззакониям и поклонялся идолам, надлежит быть истребленным истреблением, которое совершит князь Михаил, Он же Господь Саваоф.
24 Посему так говорит Господь, Господь Саваоф: народ Мой, живущий на Сионе! не бойся Ассура. Он поразит тебя жезлом и трость свою поднимет на тебя, как Египет.
25 Еще немного, очень немного, и пройдет Мое негодование, и ярость Моя [обратится] на истребление их.
Комментарий:
Эти слова должны вселить надежду в сердца тех евреев, которые будут жить во времена правления антихриста – Асура. Господь Саваоф говорит, что хотя антихрист и причинит многие страдания еврейскому народу, тем не менее, он сам в скором времени познает ярость Его, и будет истреблен.
26 И поднимет Господь Саваоф бич на него, как во время поражения Мадиама у скалы Орива, или как [простер] на море жезл, и поднимет его, как на Египет.
27 И будет в тот день: снимется с рамен твоих бремя его, и ярмо его - с шеи твоей; и распадется ярмо от тука.
Комментарий:
Говоря о поражении Мадиама, пророк Исаия, возможно, имеет в виду уничтожение Мадианитян, о котором сказано в 31 главе книги Чисел. Тогда пророк Моисей отправил 12 тысяч воинов, чтобы они уничтожили племя беззаконников. И в битве были уничтожены все лица мужского пола.
Другим примером служит указание на особенности исхода еврейского народа из Египта, когда Господь заставил расступиться воды моря, чтобы Его народ смог перейти на другую сторону по суше, когда же тем же путем попыталось воспользоваться воинство фараона, море поглотило его.
Подобное истребление ожидает и воинство антихриста. Когда Господь Саваоф, князь Михаил, довершит Свое дело истребления, Он, наконец освободит еврейский народ от иноплеменного ига.
28 Он идет на Аиаф, проходит Мигрон, в Михмасе складывает свои запасы.
29 Проходят теснины; в Геве ночлег их; Рама трясется; Гива Саулова разбежалась.
30 Вой голосом твоим, дочь Галима; пусть услышит тебя Лаис, бедный Анафоф!
31 Мадмена разбежалась, жители Гевима спешат уходить.
32 Еще день простоит он в Нове; грозит рукою своею горе Сиону, холму Иерусалимскому.
Комментарий:
Существующая версия второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа, где говорится, что Он придет на землю уже непосредственно на Суд, в очередной раз не получает свое подтверждение. Если бы Мессия, Иисус Христос, сошел на Суд с небес, то какой смысл пророку Исайе указывать Его маршрут, который пролегает через реальные земельные территории?
Более того, пророк Исайя в одной из последующих глав говорит о Мессии, Помазаннике, князе Михаиле: «Кто воздвиг от востока мужа правды, призвал его следовать за собою, предал ему народы и покорил царей? Он обратил их мечом его в прах, луком его в солому, разносимую ветром. Он гонит их, идет спокойно дорогою, по которой никогда не ходил ногами своими.»[Ис.41:2-3]
Кто сей муж правды?
Его прославляют в своем псалме сыны Кореевы. В самом начале они говорят о Нем, как о Помазаннике Божьем, Царе: «Излилось из сердца моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе; язык мой - трость скорописца.» [Пс.44:2]. А далее: «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.» [Пс.44:8]. Безусловно, что здесь говорится о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа, Который снова придет в этом мир, но уже как князь Михаил, иначе какой смыл пророку Даниилу называть Его новым именем?
33 Вот, Господь, Господь Саваоф, страшною силою сорвет ветви дерев, и величающиеся ростом будут срублены, высокие - повержены на землю.
34 И посечет чащу леса железом, и Ливан падет от Всемогущего.
Комментарий:
Нет нужды снова и снова повторять уже много раз сказанное. Разве только обратить внимание читателя на слова пророка Исайи в отношении дня Господа Саваофа: «Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день. Ибо [грядет] день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, - и оно будет унижено, - и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские …»[Ис.2:11-13]